Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Философия Монтессори: хормэ, мнемэ, небуле
Развитие маленького человека, его становление как личности, его овладение различными навыками – это удивительное таинство. Наблюдая за процессом, невольно задаёшься вопросами: «Как и почему так получается? Что помогает крохотному малышу осваивать мир?» Оказывается, большую роль в этом играют жизненная сила (хорме), бессознательная память (мнене) и врождённые способности (небуле).
Энергия хормэ (жизненная сила)
Мария Монтессори писала об энергии, как о жизненной силе, основном стимуле, питающем развитие. Это энергия, наполненная самыми разными потенциалами. Именно эта энергия направляет ребёнка к среде, чтобы он впитал среду в себя, приспособился к ней и превратился таким образом в человека. Хормэ даёт ребёнку силу, подталкивая его к развитию своих психических способностей.
Только в живом человеке обитает энергия и жизнь, по законам природы она подталкивает ребёнка, говоря ему: «Ты должен расти». Каждый ребёнок следует личному плану, чтобы выполнить свою миссию. При этом ребёнок сам себя строит посредством жизненной энергии, которая появляется в самом начале соединения двух половых клеток. Материнская утроба – это идеальная среда, дающая возможность для построения себя. После рождения изменяются внешние условия, но не меняется суть.
У каждого живого существа есть своя миссия, к примеру, земляной червь проделывает ходы в земле, рыхлит и перерабатывает её, чтобы влага и кислород поступали к корням растений. Если ребёнок даёт развитие своим врождённым качествам, то он делает этот мир лучше.
Для того чтобы ребёнок мог выполнить свою задачу, он должен свободно действовать для развития своего человеческого потенциала. Но если есть препятствия и ограничения, то он не может этого сделать. Тогда естественный ход развития прерывается. Чем больше у ребёнка будет подготовленных сред обитания, тем лучше он сможет выполнить свою миссию.
Мнемэ
Мнемэ – это бессознательная, жизненная, родовая память. Она связывает нас с цепочкой всех наших предков, живших на Земле. Это биологическая память эмоций, раздумий, движений. Эта память эволюции, объединяющей всё человечество. Это понятие очень близко к коллективному бессознательному Карла Густава Юнга. Мнемэ включает адаптивные способности человека к географической и исторической реальности.
Есть идиоматическое выражение – это у нас в крови. Так вот – это именно о мнеме и сказано. Социальные, нравственные и культурные особенности, во многом из которых и складывается цельная личность, все уникальные отличия, присущие африканцу, китайцу или русскому, формируются в раннем детстве посредством психической энергии, которую многие учёные идентифицируют именно как мнеме. Эта сила отвечает и за формирование уникальной пластики, которая присуща конкретной народности, и за тоску по своей родине, которую человек испытывает, покидая родные края.
Каждый человек несёт в себе качественные, ментальные характеристики, которые всё равно проглядываются в сущности любого человека, даже если он сознательно пытается их маскировать или преодолевать. Эти характерные данные хранятся на подсознательном уровне, они зашиты-впаяны в программу психики человека, и нельзя полностью отторгнуть то, что заложено в детстве. Если использовать современную терминологию, то наиболее близким понятием к мнеме будет ментальность.
После прохождения рубежа трёх лет появляется дополнительная память – сознательная, чтобы хранить накопленные в эту жизнь знания. В том числе и поэтому среды и способы работы с возрастами 0-3 и 3-6 в Методе Монтессори различаются.
К трём годам жизни ребёнка число нейронов и их связей достигает своего наибольшего количества. К 15 годам число нейронов сокращается вдвое. Большинство незадействованных резервов атрофируется.
Туманность небуле
У животных в первые дни и даже часы пробуждаются наследственные свойства, которые являются врождёнными, и включаются поведенческие программы, свойственные данному виду. У человека тоже есть похожие механизмы, но у нас нет предопределённой наследственной модели поведения. У человека более гибкая система. Существуют зачатки способностей, которые позволяют развивать такое поведение, которое более приемлемо в сложившейся ситуации. Ребёнок адаптируется к окружающей его среде.
Таким образом, возникло понятие небуле, наиболее близкий перевод этого понятия – туманность. Ребёнок при помощи своей жизненной энергии хорме и особой структуры впитывающего разума подстраивается под окружение, вбирает в себя особенности окружающего его пространства. Проявление туманности можно представить как запуск отложенной программы. К примеру, у каждого ребёнка есть туманность языка. Но язык у всех будет разный, в зависимости от географического и культурного контекста. Ребёнок формирует свою собственную речь, строительным материалом которой является язык его ближайшего окружения, из которого он получает сигналы, импульсы, стимулы. Речь впитывается из окружающего пространства, и языковая туманность обретает определённые контуры, ребёнок учится выделять речь из окружающих его шумов. Наследственность не содержит чётких форм и критериев языка, но в любой точке на планете ребёнок быстро приобретает возможность общаться, и это отличает человека от животных. Речь каждому ребёнку достаётся разная, а вот способы её приобретения одинаковы. Благодаря туманностям проходят процессы социализации, и ребёнок постепенно вливается в человеческое сообщество.
Получается, что человеческий детёныш наследует не готовый к употреблению язык, а некий языковой конструктор, модель формирования языка при помощи неосознанного впитывания.
Языковая туманность не одинока. Их вообще очень много, этих семечек-зачатков-контуров, из которых и формируется уникальность личности. Есть группа туманностей, которая функционально отвечает за адаптацию, есть другая группа, отвечающая за формирование приемлемого общественного поведения и т.д. В любом случае ребёнок во всей полноте воспринимает модели поведения, присущие его окружению, и гибкие, подвижные и весьма адаптивные туманности обретают чёткие границы, приобретая форму, постепенно отстраивая структуру личности и психические функции конкретного человека.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов