• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Может ли ребёнок заниматься в группе, где его мама — педагог

Мама-воспитатель чаще всего не готова к тому, чтобы работать в группе, которую посещает её ребёнок. Почему так происходит и с какими сложностями можно столкнуться на практике, рассказываю в статье.

Как вопрос выглядит в теории

Теоретически непреодолимых препятствий для совмещения ролей мамы и воспитателя в группе нет. Если группа достаточно велика и в ней работает достаточное количество взрослых, то у ребёнка есть возможность для взаимодействия с другими ролевыми моделями, кроме мамы. И её присутствие не будет этому мешать.

Если мама выступает в роли педагога, то не вполне в чистом виде возникнет опыт сепарации, когда ребёнок находится где-то вне дома сам. Это важный момент: прийти к осознанию, что отношения привязанности к значимым людям существуют даже тогда, когда мы не наблюдаем объект привязанности непосредственно. Но в полноценной по численности группе и в соответствующем этой численности помещении у ребёнка достаточно возможностей заниматься своими делами, пока мама занята своими, так что и этот опыт у малыша будет, хотя и в видоизменённой форме.

Совместное пребывание в группе может актуализировать проблему ревности, но это хороший вызов, конструктивно преодолевая который, ребёнок будет двигаться в сторону умения строить более зрелые отношения с любимыми людьми. Даже если как родитель взрослый общается с ребёнком на одном языке, а как педагог — на другом, разделение языка по месту — дом или класс — поможет малышу разобраться в языках, поэтому подобная ситуация допустима.

Что мы можем наблюдать на практике

Практически же всё зависит как от индивидуальных особенностей ребёнка, так и от умения взрослого устанавливать границы и создавать доверительные отношения. Важную роль играют обстоятельства и качество привязанности, которые сложились к моменту, когда встал вопрос о совместном или раздельном посещении класса.

Если есть напряжение, амбивалентность, неуверенность в родителе, личная мнительность, травматический опыт посещения больницы, рождения младших детей, непростых отношений со старшими сиблингами, педагогическая неуверенность родителя, большая разница в темпераменте, то задача совместного пребывания в классе может стать слишком тяжёлой для ребёнка. Тогда может быть, что заставлять его решать такую задачу будет нецелесообразно и нежелательно для его развития.

Надо понимать правильно: неидеальные детско-родительские отношения не означают, что вы плохой родитель. Никто не совершенен, но сила не в безупречности, а в умении трезво увидеть сильные и слабые стороны, ошибки и удачи, и гибко реагировать на ситуацию. Учитывать индивидуальность именно ваших отношений здесь и теперь.

Корректно выстроить линию поведения в диаде «мама-педагог — ребёнок» зачастую не готов не ребёнок, а мама. Опять-таки, нет ничего зазорного в том, что есть ситуации, в которых вы способны быть терпеливы, деликатны или непреклонны с другими детьми, а с собственным ребёнком теряете терпение или проявляете непоследовательность.

С особенностями поведения собственного ребёнка вы имеете дело 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Они застают вас и в часы усталости, и в минуты волнения или горя, когда вы болеете или просто нуждаетесь в поддержке.

Не всегда идеально придерживаются единства в воспитательных требованиях ваши близкие, что тоже может плохо влиять на поведение ребёнка и создавать повторяющиеся ситуации, над которыми вы теряете контроль из-за того, что другие значимые для малыша взрослые дезориентируют его тем, что их система разрешений и запретов сильно отличается от вашей. Но если в контексте детско-родительских отношений подобные несовершенства уместны и сглаживаются самой природой привязанности детей и родителей, то для класса они совершенно не годятся и вредны как самому ребёнку, так и остальным детям в классе.

Причин, по которым не стоит совмещать позицию мамы и педагога, множество, и никакая из них не универсальна. Пожалуй, далеко не всегда стоит стремиться сделать приемлемым совместное пребывание ребёнка и мамы в одном классе. В тоже время, если невозможность работать в одной группе ставит под вопрос само посещение группы, то, скорее всего, полезнее в классе всё-таки быть, чем не быть.

Таким образом, боюсь, самый точный ответ на вопрос никак не уменьшит вашей ответственности в принятии решения, поскольку он следующий: «Дети могут заниматься в группе, где Монтессори-педагог — их мама. Но только в том случае, если и мама, и дети к этому готовы, что бывает не всегда».

Фото: ММЦ «Отрада»

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться