Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Почему дети любят перечитывать и переслушивать одно и то же много раз
В редакцию пришёл вопрос: «Почему дети могут бесконечно читать любимую книгу/слушать любимую песню? Например, если у моего 3-летнего сына появляется любимый рассказ, мы можем несколько дней читать только его, и за одно чтение повторять по 5–8 раз. При этом другие произведения отметаются с большой агрессией».
Отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог и детский психолог.
Почему детям нравится перечитывать книги и переслушивать песни
Для всех людей характерно стремиться к удовлетворению своих потребностей и достижению целей, мы все рады, когда желаемое и задуманное удаётся, и мы все сердимся, если что-то мешает.
Давайте на примере чтения книги разберёмся, какие задачи решает ребёнок, который читает книгу — сам или при помощи взрослого, и какие задачи решает читающий взрослый.
Ребёнок при помощи первых книг с картинками нуждается во многом и одновременно выполняет много задач развития. Например:
- рассматривая картинки, узнаёт, что двумерные изображения (нарисованная кошка, например) отображают объёмные объекты (живую кошку) и научиться представлять двумерные картинки как изображения объёмных объектов;
- пополняет пассивный словарный запас;
- пополняет активный словарный запас;
- впитывает грамматику и синтаксис языка;
- учится воспринимать последовательность отдельных событий как историю, которую книга рассказывает от первой страницы к последней.
Для этого ребёнку нужно:
- сопоставить двумерную картинку с трёхмерными объектами и со знакомыми названиями таких объектов (словом «кошка», например);
- рассматривать картинки и слушать, как взрослый называет то, что на них изображено;
- называть взрослому те названия предметов, действий, фразы и предложения;
- слушать и анализировать знакомые тексты, с опорой на контекст, который в книге создают иллюстрации;
- участвовать в диалоге со взрослым о содержании текста.
Как ребёнок будет действовать? Для достижения своих целей он захочет снова и снова обращаться к одному и тому же материалу до тех пор, пока не получит искомый результат: запомнит и научится выговаривать слова; ухватит суть грамматической конструкции; выйдет на новый уровень мышления, при котором сможет понять идею изложения цепочки событий и события своей жизни начнёт воспринимать как некую последовательность и т. д.
Ребёнок учится, и действует он в логике тренировки. Для закрепления нового умения, понимания, качества нужно повторить действие столько раз, сколько нужно для доведения до автоматизма употребления и слова, и понимания событийности, и всего, чему ребёнок стремится научиться через чтение.
Если вы разучиваете новый танец, вы не захотите разучивать новые движения прежде, чем станете уверенно выполнять старые. Ребёнок так же логичен и возвращается к книге снова и снова, до тех пор, пока не сделает для себя всё, что может сделать чтением этой книги.
Почему эта увлечённость одной книгой может раздражать взрослого? Как правило, из-за того, что он ошибочно принимает обыкновенные для себя цели за цели ребёнка.
Что может думать взрослый?
«Я читаю ребёнку и с ребёнком, как для себя. А для себя я читаю, чтобы узнать историю (уже умея её воспринимать), новую информацию (уже зная слова, которыми эта информация передана, и умея считывать изображения), получить эстетическое удовольствие от иллюстраций, погрузить себя в определённые чувства через сопереживание героям книги».
Для всех этих целей повторения не нужны в таком количестве. И, что важно, чем меньше повторений, тем лучше, это показатель успеха, если мы с одного раза всё поняли. Нам важен результат больше, чем процесс. И мы привыкаем думать, что «раз, ну, два. Ну, три. Но не десять же!» Когда мы пытаемся подойти к целям ребёнка с меркой для наших целей, повторяющиеся действия ребёнка кажутся избыточными, странными.
Но стоит нам вспомнить, что дети:
- не читают, а учатся читать (пока на слух);
- не видят иллюстрации, а учатся воспринимать их;
- не понимают с помощью речи, а понимают саму речь;
- не используют мышление для понимания сюжета конкретной истории, а создают мышление для понимания других историй на примере этой,
как повторения становятся логичными.
Становится понятно и раздражение, с которым ребёнок встречает предложение почитать уже (наконец, по меркам взрослого) другую книгу. Это раздражение человека, которому не дают закончить начатое. Разочарование человека, который попросил грушу, а ему протягивают сливу.
Как взрослому набраться терпения
Понимание того, что именно происходит, для ребёнка уже само по себе может добавить сопереживания труду малыша, и понимание своей роли ассистента снижает желание читать по-взрослому разнообразно.
Если же повторения всё ещё утомляют, попробуйте отнестись к этому как к качественно проведённому с ребёнком времени. Это чтение — способ побыть вместе.
Поцелуи с любимым человеком могут утомить, но мы обычно не говорим себе: «Так, раз поцеловались, и хватит, все остальные поцелуи — скучища какая-то, хватит одного, что за глупость — семь раз целоваться». Обычно привлекателен процесс сам по себе, а не результат в виде «поцеловались уже».
Помощь детям в их развитии себя для взрослого — отдельная цель, и в свете этого процесс приобретает самостоятельную ценность. Большинство элементов среды мы организуем таким образом, чтобы ребёнку не требовалось наше ассистирование.
Для ребёнка это одновременно и упражнение, и общение с вами. Для вас — одновременно общение и причастность к тому, как в вашем ребёнке расцветает тот взрослый, которым он становится. С какого-то раза прочтение одной и той же книги перестаёт быть интересным делом для вас. Но вы всё ещё заинтересованы читать ещё, если остаётся уважение к потребностям ребёнка и есть знание о том, что повторения нужны.
Доверие к ребёнку убеждает нас, что изнутри себя он точнее чувствует, когда ему достаточно повторений. Это знание не гарантирует нам неиссякаемого энтузиазма, но как минимум, помогает примириться с повторениями, которые не нужны нам, но необходимы ребёнку.
Фото Ольги Горевой
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов