• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

БЕСПЛАТНЫЙ ЭФИР
как развивать ребёнка с 0 до 5 лет

У ребёнка зависимость от мультиков: что делать родителям, чтобы отвлечь детей от телевизора

У ребёнка зависимость от мультиков: что делать родителям, чтобы отвлечь детей от телевизора

Многим родителям знакома ситуация, когда ребёнок постоянно смотрит мультики, требует их включать как можно чаще и устраивает истерики в случае отказа. Рассказываем, почему нельзя игнорировать это и что делать, если у малыша зависимость от экрана.

Почему детям вредно смотреть мультфильмы слишком часто

Главная причина, по которой мультики смотреть вредно в том, что они препятствуют развитию ребёнка — и физическому, и интеллектуальному. Дети до 6 лет находятся на особенной стадии познания мира. С помощью впитывающего разума они осваивают речь, пополняют словарный запас, учатся общаться и понимать эмоции других людей.

Всё последующее развитие опирается на сенсорный опыт, на практику крупной и мелкой моторики раннего детства. Физически создаётся мозг и в целом тело в активном движении и ощущениях, в том, что ребёнок напряжённо анализирует этот свой опыт, формирует базовые представления обо всём, устанавливает причинно-следственные связи.

Во время просмотра мультиков развития не происходит совсем. Находясь за экраном, ребёнок почти не двигается, наблюдает искажённые реакции персонажей (и начинает думать, что такое проявление эмоций естественно и в реальной жизни). В пассивном восприятии видео нет коммуникации, нет полновесного разномодального сенсорного опыта. Это катастрофически обеднённый — и в то же время трудный в восприятии опыт.

Взрослые могут отдыхать и расслабляться за просмотром движущихся картинок. Малышу воспринимать их тяжело, т. к. для него переработка зрительного и слухового потока — большое дело, которому он только-только учится. Когда этот поток льётся на ребёнка, у него нет возможности влиять на ритм и скорость новой информации.

Ребёнок просто не успевает качественно трансформировать этот опыт в развитие. Он утомляется от этой погони за чужим темпом, пропускает большую часть важного, не завершает начатое. Вместо деятельного созидания себя, мозг малыша впадает в состояние, близкое к трансу, «отключается» от настоящего.

…И это большая проблема: ведь именно реальный мир — поле для всестороннего развития ребёнка. Наблюдая за реальными людьми, малыш пытается подражать им, как и должно быть (а не мультяшкам). Знакомится с неотделимыми от жизни процессами и закономерностями.

Вокруг нас есть всё необходимое, если знать, как правильно применить это в развитии ребёнка и какие игрушки, активности предложить — они будут интереснее и полезнее просмотра телевизора.

Между беспомощным младенцем и школьником лежит очень длинный и сложный путь развития. Наш вид прошёл этот путь за миллионы лет, а ребёнок «нагоняет» человечество всего за 6. Способность совершить этот прыжок заложена природой, но воспользоваться «окнами возможностей» можно только вовремя получая нужный ранний опыт, проживая его в роли деятельного участника.

Усаживая детей за экран, мы сокращаем время, которое в их распоряжении на то, чтобы решить все задачи своего возраста.

Из-за избытка мультфильмов и экранного времени в любом его виде у ребёнка:

  • нарушается развитие головного мозга;
  • осложняется регулирование эмоций;
  • возникают вспышки гнева, ребёнок становится неуправляемым;
  • неправильно формируется зрение;
  • крупная и мелкая моторика развиваются недостаточно;
  • могут нарушиться пищевые привычки (особенно если мама кормит ребёнка только «под мультики»);
  • интерес к реальному миру уменьшается, заворожённый экраном ребёнок не замечает сложности красок мира вокруг и привыкает к упрощениям, которые предлагает индустрия развлечений: пёстрые картинки, яркие звуки, повторяющиеся фрагменты;
  • жизненный опыт ребёнка оторван от реальности, существенной частью его реальностью становятся сказочные персонажи, говорящие животные, антропоморфные машины, дома, утварь и т. д.;
  • нарушается сон (особенно при просмотре мультиков на ночь);
  • возникают сложности с социализацией;
  • затормаживается развитие речи;
  • снижается потребность в энергии, и нормальный объём пищи может вызывать ожирение.

Подробно о вреде экранов мы ранее рассказывали в ещё одной статье.

Читать статью о влиянии гаджетов на детей

Причины зависимости от мультиков

Если ребёнок постоянно смотрит мультики и его невозможно отвести от экрана без истерик, одной из причин может быть потеря эмоциональной связи с родителями — или как минимум сложности в вопросе её формирования. Так бывает, когда родители проводят с ребёнком недостаточно времени, и вынужденно или намеренно замещают совместное времяпрепровождение мультиками. Или когда они находятся в поле доступности малыша, при этом не уделяют ему внимания и занимаются своими делами (а ребёнок предоставлен себе или играет в гаджет).

Ещё одной причиной зависимости ребёнка от мультиков может быть постоянное созерцание того, как родители и другие члены семьи смотрят телевизор или не выпускают из рук мобильные телефоны, планшеты и т. д. Дети копируют взрослых, подражают им — и это стремление нормально. Таким образом, если вы дома проводите много времени за экраном, ребёнок наблюдает за этим и перенимает деструктивную модель поведения.

Регулярный стресс, скандалы в семье, страх перед взрослыми, которые оказывают психологическое давление на ребёнка или наказывают его физически, также могут стать причинами зависимости от телевизора. Красочный визуальный ряд, мир, в котором всё хорошо, положительные эмоции, связанные с происходящем на экране, отвлекают от окружающих проблем, внутренней боли и переживаний.

Самой частой причиной зависимости детей от мультфильмов становится своеобразный замкнутый круг. Взрослые затрудняются с выбором занятий для ребёнка с учётом его возрастных потребностей, и просмотр мультфильмов становится временной мерой, «спасательным кругом». Но чем больше он провёл времени за экраном, тем сильнее он устал, тем больше он упустил возможности развить сосредоточенность, тем меньше он в ресурсе. С ним сложно, а дом всё ещё не адаптирован к тому, чтобы ребёнок мог самостоятельно действовать.

В результате взрослому тяжело. Чтобы выделить время на другие дела и восполнить себя, он снова предлагает ребёнку мультфильм или игру. Так у него постепенно развивается зависимость, и другие занятия его увлекают ещё меньше. Привыкает и взрослый, что решение проблем можно отложить ещё и ещё.

Чтобы было проще занять ребёнка так, чтобы ему было полезно и интересно, нужно предлагать несколько вариантов занятий и опираться на возрастные потребности развития и результаты наблюдений за ним. Монтессори-подход конструирует такие занятия, которыми после показа взрослого ребёнок увлекается сам. Это нужно для него: так устроена наша психика, что собственная активность — краеугольный камень любого развития. Но взрослый тоже выигрывает от того, что не нужно быть аниматором для ребёнка 24/7.

Что такое сензитивные периоды развития и зачем родителям знать о них

Как родителям наблюдать за ребёнком, чтобы что-то увидеть

Сколько часов в день и с какого возраста ребёнку можно смотреть мультфильмы

По рекомендациям ВОЗ и AAP (американской академии педиатрии), детей до 2 лет необходимо полностью оградить от экранов.

Детям от 2 до 5 лет можно смотреть телевизор (причём желательно не мультики, а познавательные передачи) не более чем в течение 1 ч в день. Подходящее время — задолго до сна. Время перед экраном выглядит как спокойное занятие, но оно напрягает нервную систему маленького ребёнка и может привести к проблемам с засыпанием.

После 6 лет и до совершеннолетия — до 2 ч в день.

Как помочь ребёнку перестать постоянно испытывать потребность в просмотре мультфильмов

Если ребёнок целыми днями смотрит мультфильмы, начать нужно с того, чтобы уделять больше внимания качественно проведённому времени с ребёнком. Делать это можно по-разному:

  • Дома — предлагая занятия по возрасту и приобщая к домашним делам. Например, многие дети даже в раннем возрасте обожают готовить с родителями и ухаживать за домом. Те, кто слишком мал для сложных дел, обожают участвовать: малышей часто привлекают отдельные действия вроде доставания белья из стиральной машины или отщипывания листочков салата. Достаточно знать, как приобщить детей к тому, что делаете вы сами, предложить удобные для ребёнка материалы и показать, как ими пользоваться.
  • На улице — просто гуляя и играя в подвижные игры, руководствуясь интересом ребёнка. Это развивает движения, крупную и мелкую моторику, а также коммуникативные навыки, если к игре со временем подключаются другие дети.

Полезно также проводить время на природе — знакомить ребёнка с явлениями окружающего мира, разговаривать о животных и птицах, которых встречаете, собирать «природные сокровища» и приносить домой, рассматривать растения и другие интересные объекты, вооружившись лупой и т. д.

Ребёнок пинает мяч
Ребёнку важно много двигаться, бывать на природе и знакомиться с окружающим миром

Ограничить себя и других членов семьи от просмотра телевизора. Увидев, что взрослые не смотрят телевизор и не проводят слишком много времени за экраном, ребёнок тоже начнёт перенимать те другие занятия, которыми вы занялись вместо телевизора.

Ваш телевизор в фоне является фоном и для ребёнка, когда он рядом. Это плохой пример и препятствие для общения. Так что отказавшись от фона, вы скорее займётесь чем-то, что заинтересует и малыша. Он начнёт подходить к вам, задавать вопросы, пытаться повторить какие-то действия — это поспособствует развитию мышления, движений, речи. Ведь дети по своей природе очень любознательны, и их любознательность направлена на взрослого.

Например, мама может начать что-то писать на бумаге, вязать, рисовать, выполнять работу по дому, ухаживать за домашними растениями — и ребёнок обязательно заинтересуется. К большинству занятий вы сможете его подключить. Вся хитрость в том, чтобы с умом организовать поле деятельности для великого повторятеля, чтобы его энтузиазм не порождал хаос, а оставался контролируемой активностью, которая не повредит ни ему, ни вам, ни порядку.

То же с папой — он может заниматься мелким ремонтом по дому или творчеством (что-то моделировать, собирать и т. д.), и малыш подойдёт, чтобы посмотреть и поучаствовать.

Всё это сплачивает, помогает гармонично развивать ребёнка и создавать крепкую эмоциональную связь с ним.

Читать с ребёнком книги по возрасту. Обустройте уютный уголок для чтения, расставьте в нём книги, подходящие ребёнку в его возрасте, и вместо просмотра мультиков читайте с ним. Скорее всего, имея книги в доступе, ребёнок будет читать, листать, рассматривать их и самостоятельно. Это развивает речь и мышление, прививает любовь к книгам.

Что и как читать ребёнку от 0 до 6 лет

Как обустроить уголок для чтения

Пересмотреть игрушки и развивающие материалы, которые есть у вас дома, убрать лишнее. Ребёнку не нужны и даже вредны очень многие игрушки, которые обычно приобретают родители из лучших побуждений.

Хорошая игрушка помогает развиваться. Она даёт возможность активного действия с ней, в котором ребёнок развивает конкретные навыки. Качественная игрушка не должна быть слишком яркой, поющей, шумящей или одновременно выполняющей много функций. Это только отвлекает от полезной функции, если она есть, или маскирует отсутствие пользы.

Чек-лист: как выбрать игрушку для ребёнка от 1 до 3 лет

«Я переживала, что в год ребёнок совсем не интересуется игрушками»: история одной мамы

Чем ребёнок младше, тем чувствительнее он к количеству предметов вокруг себя. Контринтуитивно для взрослого, но меньше игрушек — лучше. Множество игрушек мешает ребёнку сконцентрировать внимание и уменьшает интерес к каждой в отдельности. Оставьте не более 10, а остальные временно уберите на полку. Когда они надоедят, можно заменить другими.

Предложить занятия, которые будут для ребёнка намного интереснее мультиков. Таких занятий может быть несколько, и в случае каждого ребёнка выбор будет индивидуален. Одним нравится осваивать кисть и рисовать, другим — осваивать музыкальные инструменты, третьим — строить и собирать. Этот список можно продолжать долго. О том, как определить, что увлекает именно вашего ребёнка, мы написали ещё одну статью.

Читать статью о том, как определить точки интереса ребёнка

Исключить стрессовые факторы, если они есть. Зависимость от мультиков, как и любая другая зависимость, может быть ответом на стресс от того, что кто-то в доме кричит на ребёнка, обесценивает его деятельность, создаёт неблагоприятный психологический климат в семье, а также если есть психологическое или физическое насилие. Это нормально, если родитель не замечает токсичности в своём доме или не может с ней справится. Но зона ответственности родителя — консультироваться, просить помощи, искать новых знаний и умений. К вашим услугам многообразие книг, консультации и терапия.

Ребёнку важно видеть, что окружающий мир надёжен, безопасен, стабилен — тогда вернётся и интерес к нему, и стремление познавать. Создавая здоровую атмосферу для ребёнка, вы и сами дышите ею же.

Коротко о главном

  1. Основные причины зависимости ребёнка от мультфильмов — недостаток качественного внимания со стороны родителей; желание подражать родителям, которые сами слишком часто смотрят телевизор; неправильно подобранные занятия, домашняя обстановка, которая не учитывает возрастные потребности ребёнка; стресс.
  2. Для здорового развития детей до 2 лет рекомендовано полностью оградить от экранов, с 2 до 5 лет — допустимо не более 1 ч экранного времени, после 6 — до 2 ч в день.
  3. Чрезмерное количество экранного времени приводит к многочисленным проблемам в развитии и вредит здоровью.
  4. Чтобы помочь ребёнку избавиться от зависимости от гаджетов, будь то мультики или игры, ему нужно не уделить много внимания, а дать достаточное количество качественно проведённого времени.
  5. Нужда в гаджетах и у ребёнка, и у взрослого слабеет, когда дом и быт обустроены с учётом возраста и потребностей ребёнка и дают полезные для развития возможности. У ребёнка есть потребность в саморазвитии, в освоении всё новых способов быть самостоятельным и независимым. Задача взрослого — знать, что предложить, грамотно организовать это предложение, показать — и отойти, дать ребёнку заниматься самостоятельно.
  6. Качественное времяпрепровождение с ребёнком — это совместные прогулки и открытия о мире, подвижные игры, общение, чтение книг по возрасту, а также приобщение к домашним делам. Это любые способы заниматься чем-то, что интересно и вам, и ребёнку.
  7. Зона ответственности взрослого — улучшать здоровье отношений в семье и создавать комфортную обстановку, охранять от чрезмерного стресса и токсичности как себя, так и детей.

Благодарим за помощь в подготовке статьи Анну Федосову, Монтессори-педагога, психолога и эксперта нашей онлайн-школы для родителей

Фото Ольги Горевой

Мини-курсы для родителей от 299 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Посмотреть курсы
Добавить в избранное Распечатать

Рекомендуемые статьи

Как ребёнок становится личностью: большой эксперимент от BBC
Как ребёнок становится личностью: большой эксперимент от BBC
На канале BBC вышла серия фильмов о масштабном исследовании невероятных скачков в развитии за первые годы жизни. В ...
«Мне всегда нравилось играть с ребёнком, но я уставала психологически»
«Мне всегда нравилось играть с ребёнком, но я уставала психологически»
Меня зовут Евгения, мне 38 лет, а моему сыну Ярославу — 3 года. Мы из Москвы. Проводим вместе почти 24 часа в сутки...
Выбираем спортивный комплекс ребёнку для дома
Выбираем спортивный комплекс ребёнку для дома
В статье рассказываем, как выбрать спортивный комплекс ребёнку для дома, на что обращать внимание при покупке отдел...
«Самый лучший природный стол в мире»: как пробудить интерес ребёнка к природе
«Самый лучший природный стол в мире»: как пробудить интерес ребёнка к природе
Моя дочь Юлия любит собирать природные сокровища, гуляя в лесу и парках. В её комнате есть небольшой шкаф, где хран...
10 родительских установок, которые разрушительно влияют на развитие ребёнка
10 родительских установок, которые разрушительно влияют на развитие ребёнка
Быть родителем — непростая задача. Невозможно оказаться идеально готовым к тому многообразию ситуаций, из которых с...
Влияние самостоятельности в раннем возрасте на развитие ребёнка
Влияние самостоятельности в раннем возрасте на развитие ребёнка
Самостоятельность детей — ключевое понятие Монтессори-педагогики. Мы всё время говорим о ней как о достижении ребён...

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вавада

Спасибо за достоверную информацию..

19 Марта 2022 Ответить
×
Поделиться