• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

БЕСПЛАТНЫЙ ЭФИР
как развивать ребёнка с 0 до 5 лет

Почему дети любят перечитывать и переслушивать одно и то же много раз

Почему дети любят перечитывать и переслушивать одно и то же много раз

В редакцию пришёл вопрос: «Почему дети могут бесконечно читать любимую книгу/слушать любимую песню? Например, если у моего 3-летнего сына появляется любимый рассказ, мы можем несколько дней читать только его, и за одно чтение повторять по 5–8 раз. При этом другие произведения отметаются с большой агрессией».

Отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог и детский психолог.

Почему детям нравится перечитывать книги и переслушивать песни

Для всех людей характерно стремиться к удовлетворению своих потребностей и достижению целей, мы все рады, когда желаемое и задуманное удаётся, и мы все сердимся, если что-то мешает.

Давайте на примере чтения книги разберёмся, какие задачи решает ребёнок, который читает книгу — сам или при помощи взрослого, и какие задачи решает читающий взрослый.

Ребёнок при помощи первых книг с картинками нуждается во многом и одновременно выполняет много задач развития. Например:

  • рассматривая картинки, узнаёт, что двумерные изображения (нарисованная кошка, например) отображают объёмные объекты (живую кошку) и научиться представлять двумерные картинки как изображения объёмных объектов;
  • пополняет пассивный словарный запас;
  • пополняет активный словарный запас;
  • впитывает грамматику и синтаксис языка;
  • учится воспринимать последовательность отдельных событий как историю, которую книга рассказывает от первой страницы к последней.

Для этого ребёнку нужно:

  • сопоставить двумерную картинку с трёхмерными объектами и со знакомыми названиями таких объектов (словом «кошка», например);
  • рассматривать картинки и слушать, как взрослый называет то, что на них изображено;
  • называть взрослому те названия предметов, действий, фразы и предложения;
  • слушать и анализировать знакомые тексты, с опорой на контекст, который в книге создают иллюстрации;
  • участвовать в диалоге со взрослым о содержании текста.

Как ребёнок будет действовать? Для достижения своих целей он захочет снова и снова обращаться к одному и тому же материалу до тех пор, пока не получит искомый результат: запомнит и научится выговаривать слова; ухватит суть грамматической конструкции; выйдет на новый уровень мышления, при котором сможет понять идею изложения цепочки событий и события своей жизни начнёт воспринимать как некую последовательность и т. д.

Ребёнок учится, и действует он в логике тренировки. Для закрепления нового умения, понимания, качества нужно повторить действие столько раз, сколько нужно для доведения до автоматизма употребления и слова, и понимания событийности, и всего, чему ребёнок стремится научиться через чтение.

Если вы разучиваете новый танец, вы не захотите разучивать новые движения прежде, чем станете уверенно выполнять старые. Ребёнок так же логичен и возвращается к книге снова и снова, до тех пор, пока не сделает для себя всё, что может сделать чтением этой книги.

Оля и Даниэль с книгой

Почему эта увлечённость одной книгой может раздражать взрослого? Как правило, из-за того, что он ошибочно принимает обыкновенные для себя цели за цели ребёнка.

Что может думать взрослый?

«Я читаю ребёнку и с ребёнком, как для себя. А для себя я читаю, чтобы узнать историю (уже умея её воспринимать), новую информацию (уже зная слова, которыми эта информация передана, и умея считывать изображения), получить эстетическое удовольствие от иллюстраций, погрузить себя в определённые чувства через сопереживание героям книги».

Для всех этих целей повторения не нужны в таком количестве. И, что важно, чем меньше повторений, тем лучше, это показатель успеха, если мы с одного раза всё поняли. Нам важен результат больше, чем процесс. И мы привыкаем думать, что «раз, ну, два. Ну, три. Но не десять же!» Когда мы пытаемся подойти к целям ребёнка с меркой для наших целей, повторяющиеся действия ребёнка кажутся избыточными, странными.

Но стоит нам вспомнить, что дети:

  • не читают, а учатся читать (пока на слух);
  • не видят иллюстрации, а учатся воспринимать их;
  • не понимают с помощью речи, а понимают саму речь;
  • не используют мышление для понимания сюжета конкретной истории, а создают мышление для понимания других историй на примере этой,

как повторения становятся логичными.

Становится понятно и раздражение, с которым ребёнок встречает предложение почитать уже (наконец, по меркам взрослого) другую книгу. Это раздражение человека, которому не дают закончить начатое. Разочарование человека, который попросил грушу, а ему протягивают сливу.

Как взрослому набраться терпения

Понимание того, что именно происходит, для ребёнка уже само по себе может добавить сопереживания труду малыша, и понимание своей роли ассистента снижает желание читать по-взрослому разнообразно.

Если же повторения всё ещё утомляют, попробуйте отнестись к этому как к качественно проведённому с ребёнком времени. Это чтение — способ побыть вместе.

Поцелуи с любимым человеком могут утомить, но мы обычно не говорим себе: «Так, раз поцеловались, и хватит, все остальные поцелуи — скучища какая-то, хватит одного, что за глупость — семь раз целоваться». Обычно привлекателен процесс сам по себе, а не результат в виде «поцеловались уже».

Помощь детям в их развитии себя для взрослого — отдельная цель, и в свете этого процесс приобретает самостоятельную ценность. Большинство элементов среды мы организуем таким образом, чтобы ребёнку не требовалось наше ассистирование.

Подготовленная среда очень разгружает взрослого, она снимает с него необходимость снова и снова помогать ребёнку сделать что-то, что ребёнка развивает. Мы наполняем пространство, показываем, как что делать, и отступаем. Если книги в доступе ребёнка, то даже читать их он время от времени будет сам. Но там, где нужно озвучить книгу, нужен взрослый, чтобы вдохнуть в неё жизнь.

Для ребёнка это одновременно и упражнение, и общение с вами. Для вас — одновременно общение и причастность к тому, как в вашем ребёнке расцветает тот взрослый, которым он становится. С какого-то раза прочтение одной и той же книги перестаёт быть интересным делом для вас. Но вы всё ещё заинтересованы читать ещё, если остаётся уважение к потребностям ребёнка и есть знание о том, что повторения нужны.

Доверие к ребёнку убеждает нас, что изнутри себя он точнее чувствует, когда ему достаточно повторений. Это знание не гарантирует нам неиссякаемого энтузиазма, но как минимум, помогает примириться с повторениями, которые не нужны нам, но необходимы ребёнку.

Фото Ольги Горевой

Мини-курсы для родителей от 299 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Посмотреть курсы
Добавить в избранное Распечатать

Рекомендуемые статьи

Что и как читать ребёнку до 3 лет: примеры книг и демонстрации
Что и как читать ребёнку до 3 лет: примеры книг и демонстрации
Книги играют важную роль в жизни малыша: он ещё не читает сам, но с ними познаёт окружающий мир и знакомится с перв...
Уголки для чтения в стиле Монтессори
Уголки для чтения в стиле Монтессори
Как организовать дома уголок для чтения ребёнка в стиле Монтессори? Перед вами 10 принципов, соблюдая которые вы со...
Лайфхаки для дома, которые помогут воспитать самостоятельного ребёнка
Лайфхаки для дома, которые помогут воспитать самостоятельного ребёнка
Стремление к самостоятельности для ребёнка естественно, обусловлено природой его развития. Невозможно развиться в п...
Что такое сензитивные периоды развития ребёнка
Что такое сензитивные периоды развития ребёнка
Зная про сензитивные периоды, любой родитель сумеет создать благоприятные условия для развития своего малыша. Это з...
У ребёнка зависимость от мультиков: что делать родителям, чтобы отвлечь детей от телевизора
У ребёнка зависимость от мультиков: что делать родителям, чтобы отвлечь детей от телевизора
Многим родителям знакома ситуация, когда ребёнок постоянно смотрит мультики, требует их включать как можно чаще и у...
10 ошибок, которые мешают ребёнку принимать и соблюдать правила
10 ошибок, которые мешают ребёнку принимать и соблюдать правила
Правила — это договорённости, которые помогают людям наиболее комфортно сосуществовать друг с другом и сохранять до...

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться