• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Что делать, если ребёнок обзывается на родителей и дерётся

Что делать, если ребёнок обзывается на родителей и дерётся

Как правильно себя вести, если ребёнок обзывается на родителей и может замахнуться, когда злится, отвечает психолог Юлия Гусева.

Как научить ребёнка не обзываться

Дети постепенно усваивают нормы и правила, которые существуют в обществе. Задача взрослых – помочь им в этом.

Чаще всего ребёнок проявляет по отношению к родителям агрессию, когда испытывает негативные эмоции: злость, гнев, раздражение. Это совершенно нормальные человеческие эмоции, каждый из нас их испытывает. Ни в коем случае нельзя запрещать проявление негативных эмоций и чувств.

Что будет, если запрещать ребёнку проявлять агрессию. Если эти эмоции и чувства не будут «выливаться», они будут накапливаться и однажды произойдёт взрыв.

Но при этом обзываться, драться или замахиваться для ребёнка тоже недопустимо. Родители должны помогать избегать социально неприемлемого поведения. То есть агрессию малыша важно принять, признать её наличие и предложить малышу социально приемлемый способ выражения агрессии.

Основное правило: злиться можно, бить людей нельзя.

Как научить ребёнка проявлять эмоции без агрессии:

  1. Нужно проговорить чувства ребёнка и признать их существование. Например, когда он не получил желаемое, вы можете сказать: «Ты злишься, потому что я не дала тебе конфеты. Знаешь, я тоже иногда злюсь, когда не получаю то, что хочу. Так бывает. Если бы я могла, я бы купила тебе целую гору конфет. Но так не получится. Много конфет есть вредно». Таким образом вы принимаете малыша с его чувствами. Это очень важно для него.
  2. Когда ребёнок обзывается или дерётся, важно обозначить границы: «Нельзя бить животных и людей. Можно бить подушки, грушу, колотить пустыми бутылками (пластиковыми) по полу». Обязательно говорите о том, что насилие в вашей семье недопустимо: «Я не бью папу и тебя, папа не бьёт тебя и меня. Ты не будешь бить нас. Я не разрешаю тебе бить людей».

Малышу потребуется некоторое время, чтобы усвоить эти правила, это нормально. Главное — не ругайте.

Рассмотрим ещё один пример: «Сыну почти 3 года. И вот какая проблема – ребёнок дерётся, бьёт дедушку, бабушку, папу, может обозвать, в том числе и матом, со мной себе такого не позволяет». Мы попросили ответить на вопрос двух наших экспертов.

Большинство детей двух-трёх лет по тем или иным причинам обзывают и бьют родителей. Они могут решать разные задачи этим способом. Обязанность родителей — в любом случае физически не допускать неприемлемого поведения. Но также важно понять, чего хотел добиться малыш, и предложить допустимые способы поведения. Это поможет удовлетворить потребности, которые стоят за гневом, протестом, обидой.

В описанной ситуации помощь состоит в том, чтобы дать название чувствам, которые испытывает ребёнок:

  • Ты сердишься.
  • Ты злишься, что пора убирать игрушки.
  • Тебе досадно, что пора заканчивать игру.

Иногда самого обозначения достаточно, чтобы овладеть собой. Пока я не понимаю, что со мной, на обуревающие чувства накладывается тревога, но стоит дать состоянию имя, как пугающая неизвестность проходит, и остаётся только исходная эмоция. Бывает, что переживание слишком сильное. Тогда уместно выражение сочувствия, поддержки и настойчивость в сохранении границ:

  • Жаль, что время на игры закончилось.
  • Бывает очень досадно, что пора идти спать.
  • Тебе трудно закончить бегать. Ты остановишься сама, или мне тебе помочь?
Пошаговый алгоритм и разборы примеров, которые помогут отучить малышей драться, кусаться и щипаться в нашем мини-курсе «Бьёт и кусает. Учим выражать эмоции без агрессии»

Профилактика поведения, когда ребёнок обзывается и дерётся

Невозможно избежать ситуации, когда малыш попробует ударить. Но лучше не доводить до того, когда ребёнок в свои 2–3 года обзывает и бьёт родителей регулярно. Любому человеку легче, когда необходимость не наступает внезапно и присутствует выбор.

Для первого полезно предупреждать даже самых маленьких — не повторять несколько раз одно и того же, а именно использовать предвестников:

  • Скоро прозвенит будильник, и надо будет идти чистить зубы и готовиться спать.
  • Ты можешь скатиться с горки ещё пять раз, и потом мы идём домой.

Для второго ищите опции для одного и того же требования, предлагайте разрешённые способы действовать.

  • Пора собирать игрушки. Что сначала положим на место: куклу или мяч?
  • Давай я тебе помогу. Выбери, что ты понесёшь на полку, это или то, а я отнесу второе.
  • Ты не можешь бегать здесь, но можешь вон там.
  • Ты не можешь бить никого, когда сердита, но можешь топнуть ногой или громко сказать, что злишься.

Что для взрослого — «не баловаться», то ребёнку — беспредметная формулировка. Важно озвучивать требования, претензии к ребёнку в зримых, вещественных, наблюдаемых формах. Не «плохо обижать папу», а «я не хочу, чтобы ты ударяла меня». Не «перестань баловаться», а «иди шагом», «говори тише», «нельзя скидывать вещи с полок» и т. п.

Вы выступаете образцом и поведения, и языка, поэтому стремитесь сохранять корректность и доброжелательность. Даже когда ребёнок обзывается и дерётся. Говорите от своего лица: «не ударяй меня, мне не приятно / больно». В большинстве случаев вдобавок ко всем конструктивным действиям сердитого ребёнка полезно обнять с его разрешения.

Всё, что происходит с ребёнком, так или иначе связано с тем, что его окружает. Дети копируют поведение взрослых, нередко реагируют на ситуации точно так, как это делают взрослые. В данном случае это в первую очередь касается нецензурных выражений. Никто не может научиться ругаться, если в его среде это не принято. Да, иногда дети «приносят» из детского учреждения (садик, школа) плохие слова. Но обычно эти слова не становятся частыми в лексиконе ребёнка, если родители дома их не используют.

Поэтому обратите внимание на то, что происходит в вашей семье. Бывает ли такое, что взрослые нецензурно выражаются? Бывает ли, что взрослые обзывают друг друга? Если такое бывает, то не нужно исправлять поведение ребёнка. Оно – следствие поведения и реакций взрослых. Единственный способ в таком случае – это изменить отношения между взрослыми в семье. Возможно, это непросто, но стоит отказаться от нецензурных выражений по отношению друг к другу, от брани и других проявлений вербальной агрессии. Возможно, в семье имеют место и другие формы агрессии. Например, замахивания, кинутые предметы, т. д.

Важно обратить внимание на то, что ребёнок обзывается не на всех. Он неодинаково относится к матери и другим взрослым. Точнее, позволяет агрессивное поведение ко всем, кроме матери. Приглядитесь к тому, как вы общаетесь с сыном и как другие. Что-то в вашем поведении не даёт ему проявлять агрессию по отношению к вам. Возможно, остальным членам семьи стоит перенять у вас какие-то формы взаимодействия с малышом.

Правда, возможна и обратная ситуация. Бывает, что ребёнок не проявляет агрессии именно к тому члену семьи, которого он боится. Например, если этот член семьи сам отвечает на агрессию агрессивным поведением.

Но как же объяснить, что нельзя драться? Хорошо действует такой способ. Если малыш замахивается на другого члена семьи, то нужно твердо перехватить его руку и сказать:

— Драться нельзя. У нас в семье никто не дерётся. Я не бью тебя, маму и бабушку. Мама не бьет ни тебя, и меня. И ты не будешь меня бить.

Обычно через некоторое время ребёнок усваивает нормы поведения и перестает драться. Однако это способ работает только в том случае, если малыш не получает шлепки, если в семье нет рукоприкладства и проявлений вербальной агрессии.

Ещё статьи про неприемлемое поведение:

Ребёнок щипается

На всё говорит «нет»

Не умеет ждать и постоянно требует внимания

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться