Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Как я обустроила дом для ребёнка в его 1 год 3 месяца
Содержание
Что заставило меня задуматься о развитии ребёнка к его 1 году и 3 месяцам
Меня зовут Виктория, мы с сыном Артёмом живём в Воронеже. Когда родился мой мальчик, я решила, что он будет расти любимым и счастливым, а не удобным. Поэтому старалась не препятствовать его развитию: сын вдоволь наползался, брал любые предметы для изучения, пил воду из кружки и не боялся облиться, долго и неопрятно ел ложкой и валялся в песочнице, засунув руки в песок по самые плечи.
Мне казалось, что я всё правильно делаю. Но в какой-то момент расплата за эту вседозволенность оказалась слишком большой — меня ожидал полный хаос из игрушек, одежды, обуви, кастрюль, картошки, пролитой воды, утопленных комнатных тапочек и ещё много чего.
Чтобы исправить эти перекосы, я решила пройти обучение на онлайн-курсе «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет».
С методикой Монтессори я была знакома давно, но поверхностно. Наблюдала результаты подхода у детей своих друзей, читала статьи и отзывы выпускниц курса. Как могла, двигалась в этом направлении:
- приобрела башню помощника, чтобы сын мог стоять рядом и участвовать в готовке;
- спрятала большую часть игрушек, чтобы облегчить ему выбор и уборку;
- дала губку для уборки его столика;
- убрала из доступа воду там, где нельзя;
- дала возможность подольше сидеть и играть в воде вечером.
В самом начале обучения на курсе я была перфекционисткой и максималисткой. Мне хотелось сделать всё красиво, и чтобы сразу работало. Из-за этого я постоянно была в напряжении, а ребёнок не принимал изменений. Но с помощью экспертов курса я быстро это поняла, и уже не тратила время на закупку всего необходимого, а воплощала идеи с тем, что есть. Создать лучшие условия для своего малыша действительно можно без особых затрат.
В нашем случае стояла задача создать развивающее пространство ребёнку 1 года 3 месяцев на 33 кв. метрах, и чтобы оно было удобным и для сына, и для меня. Ниже поделюсь, что у нас получилось и не получилось.
Это мы с сыном
Изменения в общей комнате
Моё решение «есть слона по кусочкам» оказалось правильным: я вводила нововведения постепенно и в зависимости от реакции сына вносила изменения. Это ещё один плюс курса: я научилась наблюдать за своим ребёнком и создавать условия именно для него, с учётом его потребностей. Возможно, поэтому мало что получалось раньше — когда я пыталась повторить чужой опыт по картинкам в интернете. Каждому ребёнку нужен свой подход.
Зона для игр
Так выглядел игровой уголок Тёмы до нововведений.
После первого модуля я поняла, что часто сама перегружала сына. Например, Артём брал мячик и играл с ним: носил, катал, бросал, снова брал и нёс. Видя такую заинтересованность мячиком, я подсовывала ему ещё три мяча (а у человека руки-то две всего)! И на этом идиллия с мячом заканчивалась, начинался бардак из разбросанных мячей, добавлялись другие игрушки, сын терял интерес к игре. И я уже не говорю об игрушках, которые купила просто потому, что увидела в каком-то списке.
Первым делом я разделила игрушки на полезные и вредные. Полезные разложила по коробкам в соответствии с возрастом и интересами сына, вторые убрала совсем, чтобы пока просто не мешали.
Оставила в доступе Артёма пять полезных игрушек, заказала для них удобный стеллаж. Но так как малышу важнее своевременность, нежели идеальность, то временно сделала стеллаж из коврика-пазла. Только сыну эта новая «игрушка» зашла больше всех — он то и дело норовил эти пазлы разобрать.
Вскоре приехали полки из Икеи, игрушки переместились на красивый стеллаж, а коврик снова превратился в коврик.
Результат. Бардака стало значительно меньше. В связи с тем, что у каждой игрушки теперь имелось своё место, мои требования убирать их после игры на место зазвучали убедительнее и нагляднее. Почти сразу я заметила первые успехи: ребёнок в свои 1 год 3 месяца после игры убирал игрушку на место.
Уголок для чтения
С книгами у нас не складывалось долгое время — Артём их просто бросал, рвал, отказывался смотреть и слушать. Чтобы это исправить, я решила действовать строго по инструкции экспертов:
- Организовала уютное местечко и поставила книги так, чтобы их было удобно брать. Заметив, как Тёма любит посидеть в диванных подушках, сделала читальный уголок на диване. Над диваном у нас уже висели полки для фото. Сами фоторамки от пристального изучения изрядно пострадали, их пришлось спрятать, а полки пустовали; на них я и поставила новые книги. Позже в читальный уголок поставила уютное кресло, которое нравится сыну ещё больше.
- Купила актуальные книги для нашего возраста.
- Провела сыну презентацию: как брать книгу, смотреть и ставить на место.
Потом оказалось, что сыну неудобно доставать книги, и я снова внесла изменения.
Результат. Каким было моё удивление, когда я увидела своего ребёнка, сидящего с книгой и что-то бормочущего, типа «ко-ко-ко». Он долго и внимательно рассматривал картинки, переворачивал страницы. А затем поставил книгу на полку и взял другую.
Разумеется, не все нововведения ребёнок с радостью принимает. Например, в какой-то момент Артём перестал ставить книги на место, а скидывал их за кресло. Я по сто раз повторяла одно и то же, что книги мы не бросаем, а ставим на полку. Предлагала или просила сына убрать на место или сама ставила, но обязательно проговаривала и показывала, что я поставила книгу на полку. В результате всё наладилось.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Наборы для творчества
Из предложенных на курсе творческих занятий я выбрала лепку. Ранее я предлагала сыну тесто для лепки, но он пытался его есть и бросать. После просмотра уроков я снова предложила этот вид творчества, но уже более организованно. Действовала по тому же плану, что и с книгами: подготовила сет для лепки, рассказала правила, провела презентацию.
Сначала Тёма то и дело пытался нарушить правила — катать тесто вне коврика, бросать его на пол, пробовать на зуб или вообще убегал с шариками теста в комнату. Я спокойно и уверенно возвращала малыша в границы — если ты закончил с лепкой, мы убираем материал и после идём заниматься другими делами. Освоение остальных творческих занятий оставила на более позднее время.
Результат. Материалы стояли на столе для творчества, Артём мог самостоятельно сесть за стол и позаниматься лепкой в любое время. Пару раз я наблюдала картину — сын садился за стол, брал поднос с материалами для лепки, стелил коврик, а затем просил открыть баночки с тестом и сидел, разрывая его на мелкие кусочки. Оказалось, что мой неугомоныш может быть очень увлечённым и сосредоточенным, если нашёл занятие по своим силам и интересам.
Место для сна
С рождения у нас совместный сон с Артёмом. Так как мы жили и живём вдвоём, то это было оптимально для нас обоих, пока он не стал спать поперёк кровати. Я понимала, что ребёнку уже нужно своё место для сна, но не было возможности поменять сразу всю мебель в нашей однушке.
У меня была очень высокая кровать с защитными барьерами, мы её продали буквально неделю назад и спим пока на диване. Теперь Артём имеет возможность самостоятельно забраться на диван и так же слезть, мне стало спокойнее за его здоровье.
А это новая кровать Артёма, которую мы приобрели буквально вчера. Сын ещё не спал на ней, но она тоже доступна для изучения и привыкания.
Мы всё ещё на ГВ. Процесс завершения ГВ и переход к самостоятельному сну — это дело не одной-двух недель, хочется минимизировать стресс для нас обоих. Пока мы спим на диване, но в ближайших планах — разделение наших зон сна.
Зато у нас есть свой ритуал для отхода ко сну:
- мы с сыном немного убираем игрушки и посуду;
- затем купаемся, чистим нос, уши, надеваем пижаму;
- включаем ночник, садимся в кресло для ГВ;
- затем читаем книжку про трёх котят;
- потом идём на диван, обнимаемся и засыпаем.
Уход за собой
Повесила небольшие зеркала на уровне ребёнка в прихожей и на комоде, поставила стульчики. В прихожей добавила крючки для верхней одежды на уровне детского роста, обувь сына стоит на отдельной полке общей обувницы.
А это ящик сына с одеждой: все элементы разложены по секциям, на каждой своя наклейка — футболки, кофты, трусы, носки, штаны.
Горшок у нас уже стоял в санузле, а не кочевал по квартире. Это важно, чтобы ребёнок ходил в туалет туда же, куда ходят взрослые.
До обучения и при просмотре уроков про приучение к горшку я не была морально готова к лужам на полу, диване и других поверхностях. Оттягивала этот этап, оправдывая маленьким возрастом сына, отсутствием достаточного количества трусов. Нужно отметить, что эксперты не настаивают на внедрении чего-то в жизнь, если маме это не подходит, не откликается совсем. И я, организовав пространство, осознанно не спешила заниматься приучением к горшку. Даже написала это в домашнем задании. В ответ я получила такой подробный, но ненавязчивый комментарий эксперта, что в ту же минуту заказала несколько комплектов трусов для Артёма в интернет-магазине.
И на следующий день мы начали — сняли подгузник и стали получать обратную связь от среды в виде мокрых трусиков, луж на полу, переодеваний, подмываний. Это оказалось не так ужасно, как я представляла, и даже были удачные попытки без луж. Правда, сын растерзал лоток с салфетками и туалетной бумагой, поэтому временно убрала из доступа, предложу позже.
Также убрала лишние предметы с бортика раковины, добавила небольшое зеркало на уровне ребёнка.
Тёма старается сам чистить зубы, и с каждым днём у него получается всё лучше
Кухня и домашние дела
В течение двух недель мы обустраивали кухню для своих малышей и привлекали их к домашним делам. Я не успела сделать многое: ребёнку только 1 год 3 месяца, и не все занятия ему пока по силам; плюс мы были у бабушки некоторое время. Но кое-что изменилось.
Ещё до обучения на курсе у Артёма было два места для приёма пищи: за общим столом и свой маленький стол со стульчиком. Во время общих трапез Тёма сидит за большим столом, а во время перекусов — за своим маленьким. Уже на два завтрака сделал себе гречку с молоком: ставлю ему тарелку с кашей и чашку с молоком, Тёма выливает молоко в тарелку и перемешивает.
В процессе обучения на этот же столик поставила сет с водой: на подносе стоят кувшин с водой, стакан, губка для вытирания пролитой воды.
Пока Артём может просто выпить воду из кувшина, минуя процесс наливания в стакан, или же переливать воду из кувшина в стакан и обратно, потом разлить её на подносе и плескаться в ней руками, поставить стакан в кувшин, как матрёшку. Я спокойно и уверенно и возвращаю его к верному порядку.
Ох, уж эта волшебная вода. Немного забегая вперёд, отмечу, что некоторые хозяйственные дела нам не удались именно по причине того, что интерес к воде пока перекрывает все остальные. Поэтому в ванной у нас стоит башня помощника, на которую Артём то и дело взбирается, открывает воду и что-то моет, переливает, чистит зубы. Но есть уговор — воду лить только в раковину. Заигравшись, сын может налить луж вокруг, тогда мы закругляемся, вместе вытираем мокрый пол и уходим из ванной.
Помимо мест для приёма пищи, организовала Артёму полки в стеллажей и разместила на них его посуду. Сначала он её изучал в своей манере — стащил всё с подноса, разложил на полу, потом постучал, отнёс в комнату. Я объяснила, что это его посуда, из которой он будет кушать. Специально при нём брала тарелки с полок и накладывала в них еду.
Уже на следующий день попросила отнести тарелку на поднос, сын взял и отнёс. На стол пока накрываю я, но Тёма всё видит, обязательно рассказываю ему, что делаю, где беру. Грязную посуду он отодвигает в сторону, чтобы я её убрала. Это тоже прогресс — ещё месяц назад посуда летела со стола, если сын уже наелся.
Совместную готовку мы ещё мало освоили, но кое-что уже попробовали: Артём мыл перчики для фаршировки и смазывал пирожки яйцом перед запеканием.
Одним из домашних заданий я выбрала аранжировку цветов, ведь у бабушки такие красивые розы, астры, ромашки в палисаднике. Подготовила сет: кувшин, вазы, поднос, срезала самые красивые цветы, удалила все шипы с роз.
Пригласила Артёма. Он сначала пытался выпить воду из кувшина, затем просто разлил воду на поднос, поплескался в ней руками, покрутил цветок, замахнулся вазой (я поймала) и убежал по своим делам. Раньше мне было бы жаль потраченных усилий, сейчас же я просто поняла, что не вовремя предложила занятие и просто повторю его позже. У меня уже заготовлены сеты для мытья стёкол и ухода за цветком, в ближайшее время попробуем. Уверена, они ему понравятся на пике интереса к воде.
Также у Артёма есть свой инвентарь для уборки, но он ему интересен только если и я пользуюсь. Поэтому мы убираем мусор вместе его веником и совком — сначала я подметаю и собираю, потом пробует Артём. Мусор из совка выбрасывает сын (кстати, это непросто), а в качестве приятного бонуса он может протереть тряпочкой пол.
Взаимоотношения с ребёнком
Отдельный блок курса был про взаимоотношения с ребёнком. Там мы под руководством эксперта учились выстраивать границы со своими малышами, правильно реагировать на истерики и непослушание, строить доверительные отношения и восстанавливать свой родительский ресурс. Вроде бы я всё это знала и раньше (образование обязывает), но сейчас информация попала сразу куда надо.
Я заметила, что дети действительно очень любят правила и с удовольствием им следуют. Перестала бояться запрещать Тёме то, что не только опасно для его жизни, но и нарушает принятый в нашем доме порядок. Узнала, что слово «нельзя» специалисты рекомендуют приберечь для особых опасных случаев. А для других ситуаций можно использовать «не разрешаю», «мы так не делаем» и т. п. А если малыш настойчиво пытается делать что-то нежелательное для нас, но важное для его развития, создаём ему благоприятные условия. Как говорится, если что-то не удаётся предотвратить, это нужно возглавить.
У моего ребёнка в 1 год 3 месяца истерик ещё не было, но он уже проявляет недовольство и пытается отстаивать своё мнение. Теперь я вооружена знаниями и практическими приёмами, чтобы конструктивно среагировать при случае.
Ещё затронула тема «зрителей» во время истерики, для меня сложно не реагировать. Но я стараюсь уже сейчас отключать свою голову от мыслей «а что люди скажут». Это пока только касается того, что ребёнок громко интересуется всем, что видит вокруг — он показывает пальцем и громко произносит «ааа», «ууу» в автобусе, магазине, на улице.
А сегодня буквально была ситуация, когда он упал на улице и разбил губу, разумеется, сильно плакал. Неподалёку стоявшая бабушка с коляской что-то приговаривала в нашу сторону. Даже не знаю, что она говорила, но меня это ужасно раздражало. Даже в ситуации стресса я вспомнила слова эксперта о том, что надо отключиться от посторонних людей. Поэтому отвернулась и тут же забыла о ней. Вместо этого предприняла действия — пошли с сыном в аптеку, купили средства для обработки раны, водичку. Ребёнок посидел на стуле, попил воды (про неё тоже вспомнила из урока), переключился на покупателей в аптеке и полки с лекарствами. Уже успокоенные, мы вышли на улицу и продолжили свой путь.
Столько всего заметила, что нужно откорректировать. Например, эти двойные послания с именем — это просто бич нашей семьи. Я всю жизнь пытаюсь разгадать, на что обиделась мама, почему со мной не разговаривает, что я могу сделать, чтобы избежать этого навсегда. Ох, надо срочно исправляться ради ребёнка и себя.
Ниже хочу поделиться рекомендациями эксперта курса — психолога Елены Снарской. Они помогли мне продолжать действовать в интересах сына, но с заботой о себе.
Как сохранить себя в ресурсе во время изменений
Вы осознаёте проблему, у вас есть желание пойти другим путём и есть понимание того, в каком направлении двигаться. Теперь единственное, что вам нужно — это соблюдение техники безопасности и экологичное, бережное отношение к себе во время пути.
- Делайте маленькие шаги, дробите задачу на части и тренируйте что-то одно за один присест.
- Выбирайте ресурсное для себя время дня для тренировок.
- Тренируйте новый навык не более 15–20 минут за раз, даже если кажется, что «я ещё ого-го!». Этого достаточно, чтобы мозг начал нарабатывать новые связи, но не переутомился до такой степени, чтобы отлынивать.
- Научитесь себя останавливать и отключать контроль через 15–20 минут.
- Спокойно воспринимайте свои ляпы, которые будут вылетать во время тренировок и, тем более, за рамками тренировок. В этом деле замечать свои ляпы — это и есть прогресс. Только во время тренировок вы даёте задание мозгу переформулировать, а вне тренировок я этого делать не рекомендую — мозг мы напрягаем по расписанию. Вне тренировок действуем более привычным способом, отдыхаем. Тренировок вполне достаточно, чтобы процесс пошёл.
- Настройтесь на месяц-другой ежедневной работы.
- Делайте не более трёх подходов за день.
- Идите в своём темпе, ориентируйтесь на своё самочувствие: в какой-то день вашего ресурса хватит на один заход, в другой — на три. Если будет хотеться пойти на четвёртый, то см. пункт 7.
- Замечайте свои малейшие успехи и достижения, ставьте их вперёд критики. То, что пока не удаётся, это зона ближайшего развития и тема для ближайших тренировок, а никак не повод впадать в уныние или самоуничижение (они-то как раз не полезны и работают против нас и поставленной задачи). Нам полезно себя хвалить — направляем усилия мозга на поиски того, за что можно похвалить.
И помните, что овладение новыми навыками требует времени и повторений. Будьте бережны, терпеливы и милосердны к себе, принимайте свою человеческую природу и её ограничения. Мы не боги и не волшебники, чтобы измениться в одно мгновение. Мы изменимся, но постепенно.
Результаты к концу курса
Я очень люблю сына, но не очень люблю всю эту детскую историю с игрушками, песенками, стишками и прибаутками, но с детьми надо заниматься. Так меня угнетало это «надо», что придумывала себе кучу дел, а ребёнку позволяла по максимуму — выставлять границы в таких условиях было сложно. Не понимала, где развитие, а где уже беспредел. После курса я знаю, как, почему и чем заниматься с сыном (на несколько лет вперёд), и теперь мне это в удовольствие.
У нас теперь нет бардака в игрушках, появились новые книги, и Артём их не бросает. Трусы и салфетки лежат в доступе, и их назначение не вызывает у сына сомнений. Он сам выбирает одежду, которую наденет (пока из двух вариантов), сам подтягивает трусики, штаны, пытается обуться. Наконец-то у нас спала жара и уже можно начинать тренироваться в надевании куртки. А ещё мы на пути завершения ГВ, и уже после этого начнём переселение Тёмы в собственную кровать.
Так выглядит наш уголок для игр сейчас.
Курс — это отправная точка на долгом пути воспитания счастливого и самостоятельного ребёнка, впереди у нас ещё много совместных открытий. Ведь Монтессори-жизнь — это не просто единожды организовать среду и ждать, что ребёнок будет самостоятельным и при этом сразу впишется в правила дома. Это большая совместная работа, иногда очень непростая. Но когда сын, едва проснувшись, замечает на столе неубранные после вечернего чтения книжки и спешит поставить их на полку, я понимаю, что все мои труды не напрасны.
Виктория Бутова, выпускница нашего онлайн-курса
«Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов