Почему ребёнок тянет всё в рот

Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основным инструментом познания мира. Мария Монтессори называла детей этого возраста «сенсорными исследователями», так как именно с помощью органов чувств они активно изучают мир, формируя всё новые нейронные связи в мозгу.

У ребёнка во рту самое большое количество нервных окончаний, что даёт возможность получать разнообразные сенсорные ощущения. Когда предмет попадает в рот ребёнку, то он даёт не только информацию о его вкусе, но и о структуре поверхности, форме и температуре. Например, есть тёплые материалы — такие как дерево, есть более холодные — металлы, а есть пластик, который не имеет никаких особо ярких характеристик, кроме неестественного цвета. Поэтому важно, чтобы у ребёнка были в доступе предметы из разных материалов и с различными текстурами. Это даст разнообразие сенсорного опыта, что служит важнейшим фактором для развития мозга и формирования обширного представления о мире.

Кроме того, благодаря активным движениям челюсти во время изучения того или иного предмета, ребёнок развивает мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь способствует развитию речи.

И ещё одна немаловажная польза — укрепление иммунитета. Помощь в этом процессе оказывает антибактериальный фермент слюны (лизоцим), который играет роль барьера, расщепляя инородные бактерии.

Теперь, зная всю пользу, которую ребёнок получает благодаря изучению окружающей среды с помощью рта, важно выстроить правильное и комфортное для себя и своего ребёнка поведение.

Как помочь ребёнку безопасно познавать мир с помощью рта

Запрещая ребёнку тянуть в рот предметы, мы сообщаем ему, что изучать мир — это плохо и опасно. Если такая позиция сохраняется и транслируется ежедневно, это может значительно повлиять на угасание интереса к получению новых знаний в будущем. Также, запрет с негативным эмоциональным окрасом может вызвать ещё больший интерес у ребёнка, что приведёт к игре на вызов вашей реакции.

Ответственность взрослого — организовать безопасную среду для этого периода. Не нужно всё стерилизовать, но необходимо убрать из доступа ребёнка все химикаты и опасные мелкие предметы. Самый действенный способ — это физически опуститься на уровень ребёнка (на пол) и из этой позиции проверить весь дом. Возможно, вы увидите части проводов, которые свисают со стола и так и манят ребёнка потянуть их и попробовать, или мелкие пуговицы, которые давно закатились под диван. Проделав эту работу, вы сможете спокойно отпустить ребёнка на пол и дать ему драгоценную возможность собрать максимальное количество информации о мире, который его окружает.

Есть ситуации, когда ребёнок тянет в рот материалы для творчества. Например, вы предложили аппликацию, а ребёнок вместо занятия тянет в рот клей. Или хотели полепить, а его интересует только то, какой на вкус пластилин. Значит, сейчас ещё не подходящий возраст для этих занятий. Отложите их на время и через пару месяцев попробуйте ещё раз предложить. А пока можно предоставить более безопасный вариант лепки из домашнего солёного теста или же просто рисование восковыми мелками.

Поведение на улице — это тоже зона ответственности взрослого. Если вы видите, что место, где играет ребёнок, заполнено действительно опасными предметами, то у вас есть несколько вариантов поведения:

  • С ребёнком до 1,3 лет самый работающий вариант — это просто увести его гулять в более безопасное место или предложить другой предмет для изучения. К примеру, малыш рвётся облизать асфальт, а вы ему говорите: «Лизать асфальт опасно, могу тебе предложить эту ветку для изучения. Или, может быть, ты хочешь попробовать яблоко?»
  • Ребёнку постарше можно предложить другие варианты манипуляции с предметами. Можно сказать: «Я вижу, как ты заинтересовался этим мусором на земле. Давай поможет дворникам, и соберём его в пакет. У тебя будет свой пакет, а у меня свой». Позже важно обратить внимание на результат: «Смотри, сколько мы собрали и какая теперь чистая площадка».

Если же вы наблюдаете навязчивость действий облизывания после двух лет, то, возможно, стоит обратиться к психологу или самим понаблюдать и подумать, что могло вызвать стресс у ребёнка и закрепить оральную фиксацию (привычку успокоения посредством засовывания предметов в рот).

Предоставьте малышу возможность полностью удовлетворить потребность, облизывая и пробуя на вкус безопасные предметы вокруг. И тогда к 1,5 годам ребёнок спокойно переключится на другие способы изучения мира.

А если ребёнок не переключается на другие способы изучения мира?

Родителям приходится мириться с этим, так как никакие убеждения, ни наказания в данном случае на детей не могут подействовать. Мы можем только терпеливо ждать, пока малыш начнёт получать достаточное для него количество сенсорной информации через другие источники, особенно тактильно, трогая и манипулируя с предметом руками.

У некоторых детей это происходит раньше (около года), у других – остаётся до 2 и даже до 3 лет (не напрасно на игрушках с мелкими деталями пишут предостережение для детей до 3 лет). В первую очередь можно вам посоветовать набраться терпения, так как единственный способ оградить ребёнка от проглатывания мелких деталей остаётся таким же, как и в 6 месяцев — следить за ребёнком и не позволять брать предметы в рот.

В полтора года вы также можете обращать внимание ребёнка на другие способы манипулирования с предметами. Например, если ребёнок берёт в рот мусор, предложите самостоятельно отнести его в мусорное ведро, если ребёнок кусает бумажку, предложите ему порвать бумажку ручками.

С другой стороны, если ваш ребёнок ведёт себя подобным образом только дома, то, возможно, он подходит к возрасту проверки норм и правил. Ответьте на следующие вопросы: бывают ли длительные промежутки времени или определённые ситуации, когда ребёнок ничего не тянет в рот? Был ли момент после года, когда вам показалось, что ребёнку уже не нужно проверять всё на зубок? Смотрит ли он на вас, как будто ожидая вашей реакции, когда берёт что-либо в рот? Есть ли другие сферы, в которых ребёнок ведёт себя похожим образом? Если всё это так, то, скорее всего, ребёнок проверяет, что будет, если он нарушит созданное правило.

Такое поведение становится типичным у детей около 2 лет. Дети пытаются разобраться в окружающем мире, узнать, по каким правилам он работает. Какие правила нарушать можно, а какие нет. В данном случае вам нужно быть особенно последовательной и проявить строгость. Каждый раз, когда ребёнок возьмёт что-то в рот, заберите у него эту вещь или мусор и строго скажите: нет, этого делать нельзя. Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребёнка, просто повторяйте свои действия из раза в раз. Как только ребёнок поймёт, что это непоколебимое правило, он начнёт его соблюдать.

Варвара Жданова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт Фонда Монтессори

Наталия Гончарова — детский психолог и Монтессори-педагог

 



Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки



Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Елена

Благодарю за статью) очень полезно и успокаивающе!

16 Июня 2020 Ответить

Редакция

Елена, рады, что статья оказалась полезной)

17 Июня 2020 Ответить