Зачем ребёнок всё тянет в рот и нужно ли запрещать

Зачем ребёнок всё тянет в рот и нужно ли запрещать

Почему ребёнок тянет всё в рот

Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основным инструментом познания мира. Мария Монтессори называла детей этого возраста «сенсорными исследователями», так как именно с помощью органов чувств они активно изучают мир, формируя всё новые нейронные связи в мозгу.

У ребёнка во рту самое большое количество нервных окончаний, что даёт возможность получать разнообразные сенсорные ощущения. Когда предмет попадает в рот ребёнку, то он даёт не только информацию о его вкусе, но и о структуре поверхности, форме и температуре. Например, есть тёплые материалы — такие как дерево, есть более холодные — металлы, а есть пластик, который не имеет никаких особо ярких характеристик, кроме неестественного цвета. Поэтому важно, чтобы у ребёнка были в доступе предметы из разных материалов и с различными текстурами. Это даст разнообразие сенсорного опыта, что служит важнейшим фактором для развития мозга и формирования обширного представления о мире.

Кроме того, благодаря активным движениям челюсти во время изучения того или иного предмета, ребёнок развивает мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь способствует развитию речи.

И ещё одна немаловажная польза — укрепление иммунитета. Помощь в этом процессе оказывает антибактериальный фермент слюны (лизоцим), который играет роль барьера, расщепляя инородные бактерии.

Теперь, зная всю пользу, которую ребёнок получает благодаря изучению окружающей среды с помощью рта, важно выстроить правильное и комфортное для себя и своего ребёнка поведение.

Приглашаем на мини-курсы для родителей. В них мы каждую неделю делимся рекомендациями по развитию и воспитанию детей, а также разбираем частые ситуации. Узнать подробности

Как помочь ребёнку безопасно познавать мир с помощью рта

Запрещая ребёнку тянуть в рот предметы, мы сообщаем ему, что изучать мир — это плохо и опасно. Если такая позиция сохраняется и транслируется ежедневно, это может значительно повлиять на угасание интереса к получению новых знаний в будущем. Также, запрет с негативным эмоциональным окрасом может вызвать ещё больший интерес у ребёнка, что приведёт к игре на вызов вашей реакции.

Ответственность взрослого — организовать безопасную среду для этого периода. Не нужно всё стерилизовать, но необходимо убрать из доступа ребёнка все химикаты и опасные мелкие предметы. Самый действенный способ — это физически опуститься на уровень ребёнка (на пол) и из этой позиции проверить весь дом. Возможно, вы увидите части проводов, которые свисают со стола и так и манят ребёнка потянуть их и попробовать, или мелкие пуговицы, которые давно закатились под диван. Проделав эту работу, вы сможете спокойно отпустить ребёнка на пол и дать ему драгоценную возможность собрать максимальное количество информации о мире, который его окружает.

Есть ситуации, когда ребёнок тянет в рот материалы для творчества. Например, вы предложили аппликацию, а ребёнок вместо занятия тянет в рот клей. Или хотели полепить, а его интересует только то, какой на вкус пластилин. Значит, сейчас ещё не подходящий возраст для этих занятий. Отложите их на время и через пару месяцев попробуйте ещё раз предложить. А пока можно предоставить более безопасный вариант лепки из домашнего солёного теста или же просто рисование восковыми мелками.

Поведение на улице — это тоже зона ответственности взрослого. Если вы видите, что место, где играет ребёнок, заполнено действительно опасными предметами, то у вас есть несколько вариантов поведения:

  • С ребёнком до 1,3 лет самый работающий вариант — это просто увести его гулять в более безопасное место или предложить другой предмет для изучения. К примеру, малыш рвётся облизать асфальт, а вы ему говорите: «Лизать асфальт опасно, могу тебе предложить эту ветку для изучения. Или, может быть, ты хочешь попробовать яблоко?»
  • Ребёнку постарше можно предложить другие варианты манипуляции с предметами. Можно сказать: «Я вижу, как ты заинтересовался этим мусором на земле. Давай поможет дворникам, и соберём его в пакет. У тебя будет свой пакет, а у меня свой». Позже важно обратить внимание на результат: «Смотри, сколько мы собрали и какая теперь чистая площадка».

Если же вы наблюдаете навязчивость действий облизывания после двух лет, то, возможно, стоит обратиться к психологу или самим понаблюдать и подумать, что могло вызвать стресс у ребёнка и закрепить оральную фиксацию (привычку успокоения посредством засовывания предметов в рот).

Предоставьте малышу возможность полностью удовлетворить потребность, облизывая и пробуя на вкус безопасные предметы вокруг. И тогда к 1,5 годам ребёнок спокойно переключится на другие способы изучения мира.

А если ребёнок не переключается на другие способы изучения мира?

Родителям приходится мириться с этим, так как никакие убеждения, ни наказания в данном случае на детей не могут подействовать. Мы можем только терпеливо ждать, пока малыш начнёт получать достаточное для него количество сенсорной информации через другие источники, особенно тактильно, трогая и манипулируя с предметом руками.

У некоторых детей это происходит раньше (около года), у других – остаётся до 2 и даже до 3 лет (не напрасно на игрушках с мелкими деталями пишут предостережение для детей до 3 лет). В первую очередь можно вам посоветовать набраться терпения, так как единственный способ оградить ребёнка от проглатывания мелких деталей остаётся таким же, как и в 6 месяцев — следить за ребёнком и не позволять брать предметы в рот.

В полтора года вы также можете обращать внимание ребёнка на другие способы манипулирования с предметами. Например, если ребёнок берёт в рот мусор, предложите самостоятельно отнести его в мусорное ведро, если ребёнок кусает бумажку, предложите ему порвать бумажку ручками.

С другой стороны, если ваш ребёнок ведёт себя подобным образом только дома, то, возможно, он подходит к возрасту проверки норм и правил. Ответьте на следующие вопросы: бывают ли длительные промежутки времени или определённые ситуации, когда ребёнок ничего не тянет в рот? Был ли момент после года, когда вам показалось, что ребёнку уже не нужно проверять всё на зубок? Смотрит ли он на вас, как будто ожидая вашей реакции, когда берёт что-либо в рот? Есть ли другие сферы, в которых ребёнок ведёт себя похожим образом? Если всё это так, то, скорее всего, ребёнок проверяет, что будет, если он нарушит созданное правило.

Такое поведение становится типичным у детей около 2 лет. Дети пытаются разобраться в окружающем мире, узнать, по каким правилам он работает. Какие правила нарушать можно, а какие нет. В данном случае вам нужно быть особенно последовательной и проявить строгость. Каждый раз, когда ребёнок возьмёт что-то в рот, заберите у него эту вещь или мусор и строго скажите: нет, этого делать нельзя. Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребёнка, просто повторяйте свои действия из раза в раз. Как только ребёнок поймёт, что это непоколебимое правило, он начнёт его соблюдать.

Варвара Жданова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт Фонда Монтессори

Наталия Гончарова — детский психолог и Монтессори-педагог

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов.

Посмотреть курсы
Добавить в избранное Распечатать

Рекомендуемые статьи

Творческая зона ребёнка до трёх лет по Монтессори
Творческая зона ребёнка до трёх лет по Монтессори
[toc] Какие наборы для творчества можно предложить ребёнку В Монтессори мы предлагаем ребёнку заниматься творчест...
Наводим порядок в детской комнате, чтобы ребёнок играл сам
Наводим порядок в детской комнате, чтобы ребёнок играл сам
Из этой статьи вы узнаете о пяти шагах, которые помогут расчистить пространство, избавиться от бесполезных игрушек ...
Как отучить ребёнка кусать маму
Как отучить ребёнка кусать маму
В редакцию пришёл вопрос: — В год и три месяца ребёнок кусает маму. Неагрессивно, а наоборот, в момент радости и...
Игрушки с 1 до 3 лет: как выбрать те, с которыми ребёнок будет играть
Игрушки с 1 до 3 лет: как выбрать те, с которыми ребёнок будет играть
Рассказываем, как правильно выбрать игрушки и выясняем причины, по которым ребёнок может не играть с игрушкой. [...
Что такое сензитивные периоды развития ребёнка
Что такое сензитивные периоды развития ребёнка
Зная про сензитивные периоды, любой родитель сумеет создать благоприятные условия для развития своего малыша. Это з...
Что и как читать ребёнку до 3 лет: примеры книг и демонстрации
Что и как читать ребёнку до 3 лет: примеры книг и демонстрации
Книги играют важную роль в жизни малыша: он ещё не читает сам, но с ними познаёт окружающий мир и знакомится с перв...

Комментарии (4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дина

А если кушает крема, мел, грифели карандашей, туалетную бумагу, салфетки бумажные? Уже 2,2. Перестали давать карандаши. Перестали пользоваться кремами ((( не помогает ничего

10 Октября 2021 Ответить

Редакция

Дина, здравствуйте! Правильно, что пока убираете эти вещи с поля зрения ребёнка — через пару месяцев можно возвращать и смотреть, повторится ли ситуация. То есть ваша задача сейчас — поддерживать безопасную среду вокруг. Чтобы точнее ответить на вопрос в контексте именно вашего малыша, нужно знать, как вы развиваете его: какие игрушки и материалы предлагаете, как он может удовлетворить свои потребности в познании окружающего мира. Возможно, вам поможет наша статья о развитии с 1,5 до 3 лет.

Также могут быть полезны статьи:

о сензитивных периодах и потребностях в развитии по возрасту

о выборе игрушек с 1 до 3 лет

18 Октября 2021 Ответить

Елена

Благодарю за статью) очень полезно и успокаивающе!

16 Июня 2020 Ответить

Редакция

Елена, рады, что статья оказалась полезной)

17 Июня 2020 Ответить
×
Поделиться