Главная Психология воспитания Тренинг для родителей: как не кричать на ребёнка

Тренинг для родителей: как не кричать на ребёнка

Один из самых остро стоящих для большинства взрослых вопросов — «Как не кричать на ребёнка». Притом, что вопроса, можно ли кричать на ребёнка, не возникает, детское непослушание или даже оплошность, повторённая раз за разом, вызывают эмоции, которые не всегда получается сдержать. Это становится проблемой прежде всего для самого родителя, который испытывает чувство вины и хотел бы знать, как перестать кричать на ребёнка. Советы психолога Юлии Гусевой, которые мы публикуем в данной подборке, — это инструменты, помогающие остановить неконтролируемый поток эмоций и разорвать замкнутый круг.
Другой вопрос — а что сказать ребёнку, если его поведение нежелательно? Как с ним разговаривать, чтобы донести свою точку зрения, если не только нет желания кричать, но и не хочется оказывать давление на маленького ребёнка во избежание негативных последствий для его психики? Ответ в комментарии Монтессори-педагога Наталии Гончаровой. В нём она советует, как разговаривать с ребёнком раннего возраста, совершившим оплошность.
Тренинг для родителей: как не кричать на ребёнка

Как перестать кричать на ребёнка: советы психолога

Часто родители задают психологу вопрос: «Я понимаю, что делаю что-то не так, но иногда не могу сдержаться, чтобы не накричать на ребёнка. Не всегда могу остановить себя, когда делаю замечание. Как мне быть? Как изменить своё поведение?»

Легко давать такие рекомендации, как «не кричите на ребёнка», «не ругайте ребёнка», «уважайте своего ребёнка» и т. д. А вот выполнять эти рекомендации у родителей получается далеко не всегда. Есть ли выход из ситуации? Простого ответа на вопрос, как научиться не кричать на ребёнка, нет. Практически невозможно в один момент изменить своё поведение. А что можно? Только идти непростым путём — путём медленного изменения.

Сегодня хочу рассказать о рефлексии. Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Рефлексируя, человек задумывается и о самом себе, и о своих взаимоотношениях с другими людьми, и о своём вкладе в эти отношения.

Именно с родительской рефлексии могут начинаться изменения системы детско-родительских отношений.

Но неужели родители не рефлексируют? Конечно, да. Однако родительская рефлексия носит своеобразный характер. Чтобы лучше понять суть, нам необходимо поговорить о формах рефлексии.

Три основные формы рефлексии
Ситуативная рефлексия — это способность анализировать текущую ситуацию. Ситуативная рефлексия проявляется в том, что человек анализирует меняющиеся условия и по необходимости изменяет своё поведение в соответствии с ними.
Ретроспективная рефлексия проявляется тогда, когда человек анализирует не текущую ситуацию, а ту, которая уже произошла, и изменить её нельзя. Ретроспективная рефлексия важна для осмысления человеком своего поведения и его последствий. Человек анализирует собственный опыт, свои ошибки и делает выводы.
Перспективная рефлексия предполагает анализ предстоящей деятельности, в первую очередь размышления над последовательностью действий и анализ возможных последствий.

Как вы думаете, какой тип рефлексии преобладает у тех родителей, о которых я написала в начале статьи? Они используют преимущественно ретроспективную рефлексию. То есть такой родитель находится в замкнутом круге. Он кричит на ребёнка, затем задумывается о последствиях своего поступка, делает вывод, что так поступать не стоило, напоминает себе почему нельзя кричать на ребёнка. Но, к сожалению, в следующий раз снова и снова наступает на те же грабли.

Получается, не хватает ситуативной рефлексии. Часто эмоции настолько захватывают родителя, что он оказывается не в состоянии задуматься о последствиях своего поступка.

Что же делать? Как научиться не кричать на ребёнка? Можно ли развить в себе навык рефлексии? Можно. Только вряд ли это получится быстро.

Чтобы научиться ситуативной рефлексии, можно следовать следующему алгоритму. Как только вы собираетесь применить к ребёнку какие-то репрессивные меры (наказать, ограничить или просто сделать замечание), задайте себе вопросы: «Что я делаю?», «С какой целью?», «Что я хочу получить в результате?», «Каковы будут результаты?».

Мама замечает, что шестилетний ребёнок пролил молоко на себя. Первый порыв — отругать, сказать что-то типа: «Какой же ты неряха, будь аккуратнее!».

А теперь давайте попробуем ответить на три вопроса. Мама отвечает на вопросы так: «Если быть честной, то что я делаю? Я стыжу ребёнка. С какой целью я это делаю? Что хочу получить? Хочу, чтобы он так не делал, чтобы был аккуратным. Но, мне кажется, так я как будто успокаиваюсь, когда ругаюсь, делаю это во многом для себя. Ребёнок-то и так расстроен, что облился, понимает он и сам, что надо быть аккуратнее. Каковы результаты? Я завелась, ребёнок плачет, расстроен, пристыжён. Плохие результаты. Лучше бы я промолчала. Можно было бы сказать, например:„Вытри стол“. Но ему шесть лет. Он и сам это знает».

Мальчик шумит пластмассовым грузовиком. Папа просит не шуметь, он устал. Ребёнок успокаивается, но через некоторое время снова начинает шуметь. Отец злится, отбирает грузовик и с силой швыряет его на пол. Грузовик ломается, мальчик плачет.

Анализ ситуации папой: «Что я делал и чего хотел? Я хотел тишины, а добился ещё большего шума, крика и слёз сына. Я отругал сына, был раздражён и кинул его грузовик, вот что я сделал. Можно было просто убрать игрушку или попросить ещё раз играть потише. Что я хотел? Я хотел наказать сына за непослушание. Но в итоге мне стыдно за свой поступок, сын расстроен».

Таких примеров можно привести много. И все они будут разные. Попробуйте задуматься, что вы делаете, с какой целью, что будет в результате и чего вы хотите добиться своими действиями. Порефлексируйте перед тем, как действовать или, наоборот, бездействовать.

Что говорить ребёнку, если он что-то просыпал или пролил

говорить не обвиняя

Если мама не кричит на ребёнка, потому что хорошо понимает последствия, она задумывается о том, как правильно реагировать на его действия.

В качестве примера приведём ситуацию нашей читательницы: «Как лучше разговаривать с ребёнком, если что-то пролилось, просыпалось и т. д.? Как правильнее сказать? Например: „Вода пролилась“ (но, на мой взгляд, это перекладывание ответственности за произошедшее), „Её нужно убрать“ или „Ты пролил воду, её нужно убрать“? Не будет ли это выглядеть как обвинение? Или, может, никак не комментировать, а просто сделать? Ребёнку год и месяц.»

Комментарий Монтессори-педагога Наталии Гончаровой

В таком раннем возрасте ребёнку не так важно, что именно вы говорите. Важны эмоциональный посыл и ваши действия при этом. Вот почему нельзя кричать на ребёнка до года. Если ребёнок видит, что вы не злитесь и видите способ разрешения проблемной ситуации, то фраза «ты пролил воду» не станет для него обвинением, это станет обычной констатацией факта.

Ребёнок, в отличие от взрослых, ещё не знает, что именно является обвинением, ведь именно вы учите его, от родителей он узнает нормы и правила. Если с самого начала вы показываете, что случайное действие не может быть причиной обвинения, именно это он воспринимает как норму.

Если же вы говорите «вода пролилась», но ребёнок видит недовольство, то именно эта фраза будет ассоциироваться для него с обвинением. Поэтому вы можете просто констатировать факт любой удобной для вас на данный момент фразой, а после предложить (и показать) ребёнку способы решения возникшей проблемы.

Фото: интернет

 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Путешествуем с детьми до года: лайфхаки для родителей

Опыт родителей

План подготовки к новому году: списки и идеи

Опыт родителей

Как перестать срываться на ребёнка: польза от ведения дневника

Опыт родителей

Один Монтессори-день Амели

Опыт родителей

Один Монтессори-день Валеры

Опыт родителей

Один Монтессори-день Василисы