Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Творческая зона ребёнка до трёх лет по Монтессори
В статье вы найдёте идеи творческих занятий для разного возраста, примеры и рекомендации организации уголков для творчества.
Какие наборы для творчества можно предложить ребёнку
Лучше предлагать заниматься творчеством после 12 месяцев. До этого времени у ребёнка другие задачи развития: он познаёт мир с помощью органов чувств, учится ходить, брать и переносить предметы. Также важно помнить, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Один малыш заинтересуется лепкой в 1,5 года, другой — ближе к 2 годам. Поэтому указанный в описаниях занятий возраст только ориентир.
Вот что может стоять на полках для творчества малышей:
- белая бумага;
- цветная бумага;
- карандаши;
- восковые карандаши;
- акварельные краски или пальчиковые краски для малышей;
- гуашь (для младших детей только основные цвета);
- доска для рисования мелом и цветные мелки;
- ножницы;
- клей;
- различные материалы для аппликаций и коллажей: вырезки из старых журналов, картинки, вата, шерстяные нитки, природные материалы;
- шишки, жёлуди, сухие цветы, крупы, чай;
- пластилин, глина или солёное тесто.
На видео можно посмотреть, что расположено на полках для творчества в нашем Монтессори-центре «Отрада». Такие же наборы для творчества можно использовать дома.
Теперь давайте рассмотрим подробнее, как и в каком порядке предлагать наборы ребёнку до трёх лет.
Рисование карандашами, мелками и мелом, от 12 месяцев
Это первый вид творчества, с которым мы знакомим малыша. Используйте толстый мел, мелки из пчелиного воска или мягкие карандаши, которые легко скользят по бумаге. Их можно класть в корзину или коробочку. Для рисования мелками и карандашами предлагайте ребёнку отдельные листы белой бумаги: А4 или А4 пополам. Для разнообразия можно менять размер бумаги, количество, цвет и тип карандашей.
Для рисования мелом наоборот — чем больше поверхность, тем лучше. Она позволяет свободно двигать рукой во время рисования и стирания. Это может быть тротуар, доска на стене или мольберт со специальным покрытием. Но можно использовать доску поменьше, по размеру подноса.
Помните, что дети учатся использовать материалы, а не рисовать. Поэтому каракули — это самый прекрасный результат, который может быть
150 игрушек и занятий для дома
Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет
Лепка, от 16 месяцев
Можно использовать любые пластичные материалы: глину, пластилин, кинетический песок, тесто для лепки, Play-Doh. Рекомендуем время от времени менять их, чтобы обеспечить ребёнку разнообразные сенсорные ощущения. А вот штампы, формочки, скалка и тупой нож могут быть одними и теми же.
Материалы, которые быстро сохнут, лучше держать в маленькой баночке, которую ребёнок сможет сам открыть и закрыть без помощи взрослого. Можно поставить на поднос небольшую миску с водой и губку, чтобы увлажнять подсохший материал.
Рецепт домашнего теста для лепки: смешиваем в равных объёмах муку и мелкую соль, постепенно добавляем воду, чтобы получилось крутое тесто, которое не липнет к рукам. Можно добавить пищевой краситель. Чем младше ребёнок, тем меньше цветов ему понадобится, начинаем с одного.
Есть несколько вариантов занятий с пластилином или тестом:
- ребёнок может раскатывать материалы в лепёшку;
- разрезать ножом на мелкие кусочки;
- катать в шарики или колбаски;
- разминать;
- отрывать мелкие кусочки;
- слеплять части между собой;
- делать штампы или фигурки;
- приклеивать на листочки бумаги небольшие кусочки разноцветного пластилина.
А вот ещё одна идея — распечатайте карточки, которые малыш сможет дополнить пластилиновыми кусочками. Налепить из пластилина зёрнышки для птицы, белые пятна — на шляпку мухомору, чёрные пятна — на спинку божьей коровке.
Рисование красками, от 18 месяцев
Лучше использовать акварель или гуашь, и начинать с одного цвета. Если использовать больше цветов, то нужно намочить кисточку в стаканчике с водой, набрать нужную краску, смыть краску, перед тем как набрать другую — для малыша это довольно сложный процесс. И через некоторое время вы гарантированно получите акварель одного серо-бурого оттенка. Намного удобнее будет, если вы разведёте в стаканчике для рисования немного краски одного цвета. Позже можно будет делать два стаканчика с разными цветами. И уже после этого можно брать акварель, но тоже лучше с минимальным набором цветов.
С размером кисти советуем поэксперементировать: какой ребёнку будет удобнее. Но при этом, она не должна быть слишком большой или слишком тонкой.
Ребёнок будет просто окунать кисточку в стаканчик и рисовать. Это поможет ему научиться держать кисточку, обращать внимание, сколько нужно набирать краски, чтобы получился яркий или бледный оттенок, сосредоточиться на самом процессе рисования.
В лоток можно положить непроливайку для воды, кисточку и краску. Ещё понадобится запас бумаги, клеёнка или лист бумаги (чтобы не запачкать стол) и тряпка (чтобы вытирать разлитую воду). Если ребёнок рисует на мольберте, то под него тоже можно подложить клеёнку.
Напомним, что в этом возрасте малыш учится использовать материалы и делать отметки на бумаге, а не рисовать. Поэтому мы не обращаем внимание на «сюжет», но показываем, что рисовать нужно кистью
Аппликация с клеем, от 18 месяцев
Можно использовать клей-карандаш или жидкий клей. Жидкий клей лучше налить в небольшую ёмкость или мисочку и использовать для него кисточку. Также понадобятся небольшие листы белой бумаги и цветные фигурки. Детям постарше можно предложить картинки, к которым нужно доклеить недостающие части: например, колёса к машине или крылья к туловищу бабочки.
Ребёнок наносит клей кисточкой или карандашом на заднюю часть фигурки, а затем приклеивает её к белой бумаге. Сначала главным будет не картина, которая получится из фигурок, а умение правильно располагать фигурку на листе и приклеивать её нужной стороной.
Ближе к 2 годам можно предложить ребёнку наклейки. Но сначала убедитесь, что его руки могут подцепить край наклейки, отклеить её от основы и приклеить к бумаге.
Мини-курс о запретах «Стоп! Опасно!»
Научимся запрещать так, чтобы ребёнок слушался. Без криков и наказаний
Нарезание ножницами, около 2 лет
Для этого занятия нужно использовать только безопасные ножницы с закруглёнными концами и первое время внимательно наблюдать за ребёнком. Обязательно покажите, что во время работы ножницами мы сначала садимся за стол и держим их за ручки, а не за лезвия. Потом потренируйтесь двумя руками сдвигать и раздвигать лезвия ножниц.
Самое простое упражнение, которое можно предложить ребёнку до трёх лет — разрезать полоску бумаги на маленькие кусочки. Главное, чтобы полоска была вырезана из плотной бумаги и не гнулась в разные стороны в руке. Но она должна быть и не слишком плотной, чтобы у ребёнка хватило силы её разрезать.
Первое время придерживайте полоску, чтобы ребёнку было удобно её резать. Нарезанные кусочки можно складывать в миску и потом использовать в аппликации. Или собирать в конверт и запечатывать его наклейкой. По мере того как руки ребёнка будут становиться сильнее, он сможет держать ножницы в одной руке и самостоятельно другой рукой придерживать полоску.
Иногда детей настолько увлекает это занятие, что они без перерыва разрезают все заготовленные заранее полоски
Шитьё, ближе к 2,5 годам
Знакомить ребёнка с иглой и нитью начинаем с картонных контуров с отверстиями.
Вот как выглядит презентация шитья по картону:
- Начните с кусочка картона 10х10 см с пробитыми отверстиями, тупой иглы и нити, сложенной вдвое и с узелком на конце.
- Покажите ребёнку, как втолкнуть иглу в отверстие, перевернуть карточку и вытащить иглу с другой стороны.
- Затем, как игла входит в следующее отверстие, карточка переворачивается, и игла снова проталкивается, делая стежок.
- Когда карточка будет закончена, обрежьте нить ножницами, чтобы вынуть иглу и завязать узелок.
Если ребёнок занимается творчеством не так, как мы ожидаем
Бывает, что мы показываем малышу, как наклеить кружок на бумагу, но вместо этого он начинает размазывать клей по столу или рвать бумагу. А после нашей попытки показать «как надо» — капризничает и убегает.
Вот что об этом думает наш эксперт Анна Федосова — психолог и Монтессори-педагог.
⠀
У детей до 3 лет иное отношение к творческим материалам. Для них всё, что они делают — инструмент познания своих возможностей и возможностей физического мира.
⠀
Поэтому малыши начинают не с того, что рисуют картинку, а с каракулей, с штрихов, точек, петель, клякс, пятен. Они приклеивают — и тотчас отрывают приклеенное. Или приклеивают, высушивают и отрывают. Они красят клеем бумагу. Они отдельно красят клеем и раскладывают фигуры по бумаге. Стряхивают их. С изумлением смотрят, что они падают. Или вообще не обращают на это внимание. И эта работа с исследованием самого художественного средства — важна и актуальна.
⠀
Большую ценность для отработки конкретного навыка и для развития личности имеет деятельность, которую ребёнок спроектировал и воплотил сам. Задумал положить кружок в некое место листа — и положил. Важное хочется повторить. Для этого одинаково логично с точки зрения малыша и несколько кругов приклеить, и один приклеить-оторвать-приклеить-оторвать. А сопротивление при нашем вмешательстве — вполне отчётливый протест человека, которому мешают заниматься его делом.
⠀
Во многих ситуациях взрослому важно настоять, чтобы ребёнок делал что-то именно так, как показано и как от ребёнка требуется. Взрослый обязан руководить ребёнком, ради безопасности, ради неочевидной надситуативной пользы. Например, соблюдение режима дня: в моменте не понятно, чем хорошо перестать делать одно и перейти к другому, но порядок во времени полезен ребёнку. Или когда малыш увлечённо режет штору — мы прерываем и предлагаем альтернативу.
⠀
Но если ребёнок уже занят, и ничего не портит, то не нужно вмешиваться. Там, где вы можете дать ребёнку самому руководить своим делом, — дайте. У вас же не фабрика по изготовлению открыток. У вас штучное производство самодостаточной личности, которая учится отвечать за то, что она делает. Сама.
Мини-курсы для родителей
Рекомендации экспертов и разборы реальных ситуаций
Как организовать зону творчества дома
Занятия творчеством по Монтессори достаточно сильно отличаются от традиционных. Вот несколько принципов, которых мы рекомендуем придерживаться при организации пространства и наборов для творчества.
Размещайте материалы для творчества в свободном доступе ребёнка. Расставляйте их аккуратно и удобно для малыша. Каждому набору нужно отвести его место, расположить на отдельном подносе или в корзинке, карандаши поставить в стаканчики.
На подносе должно быть всё необходимое, чтобы выполнить процесс от начала и до конца
Если вы не решаетесь дать ребёнку краски или клей, то храните их вне доступа — например, на верхних полках. Чтобы ребёнок сам мог выбрать активность и попросить вас. Но постепенно двигайтесь к максимальной автономии.
Выбирайте по возможности натуральные и качественные материалы для творчества. Отдавайте предпочтение солёному тесту, глине, природным материалам. Лучше купить несколько дорогих карандашей, чем много дешёвых, которые будут ломаться и давать блёклый цвет.
Выбирайте такие материалы, чтобы вам было спокойно, если ребёнок их лизнёт. Поощрять поедание краски горстями не нужно, а чуток попробовать — дело житейское. Тесто можно сделать самим из муки и соли, краски — тоже можно использовать специальные, более «съедобные». Но ими, как правило, хуже рисовать кисточкой и они надушены какими-то подозрительно вкусными запахами. Поэтому мы предпочитаем всё-таки гуашь. Она не ядовита в небольших количествах, хоть и несъедобна. И не вкусная — попробовав раз, ребёнок не захочет повторить.
Размещайте наборы для творчества на отдельной полке, отдельном стеллаже или на части полки рядом с игрушками. Достаточно будет двух-трёх материалов, которые можно менять раз в пару недель, в зависимости от интереса малыша. Также пригодится мольберт, под ним можно подстелить клеёнку или моющийся коврик. Главное, чтобы он был по росту малыша. Если мольберт слишком высокий — подпилите ножки. Хорошо, если будет низкий стол и стул, чтобы ребёнок мог сесть и полепить или порисовать.
Проводите презентацию материалов для творчества. Ребёнок должен знать, где и как взять материал, куда поставить, ход работы с материалом и способ уборки после завершения работы. В самом начале мы проводим краткий инструктаж: «Это кисточка. Можно вот так ею набрать краску и рисовать (проводится линия). Рисуем на бумаге, на стене не рисуем». Потом кисточка отдаётся ребёнку. А в конце занятия мы показываем, куда и как убрать материалы.
Если ребёнок начинает использовать материал не по назначению (есть краски или кидаться глиной), то лучше убрать его на несколько недель и предложить позже.
Перед началом занятий предлагайте ребёнку надевать фартук. Кроме практических целей — не заляпать одежду краской, клеем или тестом, — этот ритуал как бы говорит малышу, что сейчас будет происходить что-то особенное. Выбирайте простой фартук: с одной лентой, которую ребёнок сможет закрепить липучкой.
Избегайте шаблонов и заранее заданных тем. Творчество для ребёнка до 3 лет — это прежде всего самопознание, исследование своих возможностей и материала. Здесь процесс важнее результата, поэтому ребёнок выбирает сам тему для творчества, не нужно никаких шаблонов и образцов.
Не стоит пытаться «нарисовать домик» или научить делать ёжика из пластилина. Это приводит к тому, что дети перестают исследовать, убеждаются, что они так ещё не могут и либо совсем теряют интерес, либо переключаются с рисования кисточкой на рисование взрослым. Поэтому когда показываете, как пользоваться материалом, делайте простые действия — например, завиток или линию вместо цветочка.
Часто можно наблюдать такую ситуацию. Мама приготовила два жёлтых кружочка (голова и туловище цыплёнка), два полукруга (крылышки), красный треугольник (клювик) и положила перед двухлетней Машей. Маша радостно схватила кружочки, стала намазывать их клеем и приклеивать. Конечно, получается очень криво, голова и крылья не присоединены к туловищу. Мама удерживает руки Маши и говорит: «Подожди, не торопись, дай, я тебе помогу! Вот тут надо ровненько. Вот этот кружок нужно сюда приклеить». Маша же отталкивает руки матери и хочет сделать сама. Пусть даже клюв цыплёнка будет не на том месте, а крылья — с одной стороны. Это как раз неважно. Важно, что ребёнок с удовольствием работает самостоятельно. Если же ему будет нужна помощь, он обязательно обратится к взрослому. Ребёнок сам увидит, что у его цыплёнка голова отделена от туловища, и, возможно, вы поможете ему отклеить кружок, и он приклеит его уже более точно. Или даже сделает ещё одну аппликацию. Или оставит работу в первозданном виде. В любом случае это будет решение ребёнка.
Существуют материалы для творчества в рамках проектов, где тема творчества достаточно ограничена, например, вырезание снежинок к Новому году или рисунки бабочек весной. Но и тут следует давать ребёнку возможность самому выбирать цвета и узоры.
Мы не критикуем работу ребёнка, но и не хвалим чрезмерно. Лучше предоставить ребёнку самому решать, нравится ли ему созданное им. Мы можем давать обратную связь, описывая, что видим на рисунке: «Я вижу, ты нарисовал жёлтую линию», «Красная линия получилась ярче синей».
Каждая работа подписывается самим ребёнком или взрослым, если ребёнок не умеет писать. И помещается на специальную стену или доску. Можно натянуть вдоль стены верёвку и прикреплять к ней работы прищепками.
Выводы: что же сделает занятия творчеством привлекательными для ребёнка
- Свободный доступ к материалам и возможность самому выбирать, чем заняться.
- Хранение всего необходимого для занятия на одном подносе или в корзине.
- Удобное место.
- Понятная презентация занятия — ребёнок должен знать, что и как делать, чтобы получить результат.
- Минимальное вмешательство взрослого.
- Занятия по интересам и возможностям ребёнка: ему должно быть не слишком просто (заскучает), но и не слишком сложно (разочаруется и бросит).
- Отсутствие шаблонов и заданных тем.
Статья подготовлена по материалам онлайн-курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»
Фото Анны Йост
Ещё статьи про создание развивающей среды:
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов