• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

«Мне всегда нравилось играть с ребёнком, но я уставала психологически»

«Мне всегда нравилось играть с ребёнком, но я уставала психологически»

Меня зовут Евгения, мне 38 лет, а моему сыну Ярославу — 3 года. Мы из Москвы. Проводим вместе почти 24 часа в сутки за небольшим исключением, когда к ребёнку на три часа в неделю приезжает отец. Вместе занимаемся домашними делами — готовим, стираем и убираем. В свободное время играем, гуляем, читаем, лепим, рисуем, плаваем, ходим в магазин и в гости.

Мне всегда нравилось играть с ребёнком, но я уставала психологически. Не было времени на себя, и это отразилось на наших взаимоотношениях. А стоило приехать на дачу к бабушке с дедушкой и уделить сыну чуть меньше внимания, он начал проявлять своенравность, плохо слушаться.

Выполнять запланированные дела мне удавалось, но бывало, что некоторые переносила на следующий день. Тяжело совмещать другие дела с постоянными занятиями с ребёнком, который редко занимается сам. Приходилось обращаться за помощью к бабушке и дедушке, которые не всегда располагали свободным временем, или переносить дела на вечер, ночь. А после бессонной ночи их выполнение усложнялось, да и я становилась более напряжённой.

Во время обучения хотелось подготовить развивающее пространство, в котором сын сможет всё больше времени проводить за самостоятельными занятиями. А я перестану так уставать от совместных игр с ним и смогу найти время на себя.

Вот что из этого вышло.

Изменения в домашнем пространстве

Уже с первых уроков я стала более внимательна к ребёнку, научилась видеть и понимать, что он чаще всего действует не назло, а по потребностям. И важно увидеть эти потребности и помочь их реализовать.

По рекомендациям педагогов я обустроила домашнее пространство так, чтобы Ярославу было максимально удобно заниматься делами, ухаживать за собой и домом самостоятельно. В дальнейшем это помогло мне сильно сэкономить личное время и ресурс. Расскажу подробнее, как это было.

У нас были сложности с чисткой зубов — ежедневная пытка для меня и ребёнка. Мы и пасту меняли, и щётку, и зубы считали, и вместе их чистили. Всё равно постоянное сопротивление. А тут добавили небольшой элемент — маленькую корзинку со всеми принадлежностями, как у мамы, и Ярославу стало интереснее. Положили туда волшебную пенку для чистки зубов, и теперь он сам бежит чистить зубы без напоминаний.

чистим зубы вместе

Сначала ребёнок отказывался одеваться сам, но после того, как мы вместе подготовили гардеробную, дело пошло. Он нашёл трусики и штаны, вытащил и надел сам с небольшой моей помощью. А когда мы были на даче у бабушки с дедушкой, шкаф с ребёнком сделали вместе — убрали оттуда старые полки и вставили более лёгкие. Наклейки с изображениями предметов гардероба Ярослав сам вырезал и клеил. Получилось очень просторно и удобно, хоть и «по-походному».

Слева — фото гардероба дома, а справа — дачный вариант:

гардероб дома и на даче

В прихожей на даче уже была выделена полка для обуви Ярослава, но теперь она стала меньше. Это помогло упростить выбор. Появилась ложечка, которой сын сразу же воспользовался. Он легко выбрал, что хотел, и почти сам надел ботинки.

Дома я сделала так, чтобы ребёнку было проще самостоятельно одеваться на улицу и снимать верхнюю одежду самому. Куртка у нас располагается на крючке у входа, а под ней стоит детская обувь. Перчатки и головные уборы лежат на тумбочке и в ящичке, рядом с моими.

гардероб в 3 года

Ярослав мне также очень помогает со стиркой. Ещё в 2 года научился доставать свою грязную одежду из корзины, класть в стиральную машину и запускать её (я показала, как поставить самый мягкий режим). Однажды бабушка к нам приехала и не смогла разобраться со стиркой, а двухлетний ребёнок ей помог и поставил нужный режим.

корзина для белья
Когда ребёнок раздевается, он оставляет грязную одежду в корзине, а когда она наполняется, несёт вещи в стиральную машину сам

Ещё в его ответственность входит кормление кошки. Я насыпаю немного корма в мерный кувшинчик, а он несёт ей в миску, также может налить воды.

корм

Сыну нравится переливать воду. Если кто-то дома скажет, что хочет пить, Ярослав говорит: «Посиди, я сейчас тебе принесу». Сам наливает и несёт. Это очень приятно)

Я сделала как бы уменьшенные копии того, что есть дома, и переместила вещи, которыми пользуется ребёнок, в такие места, где ему будет удобно их доставать. Например, расположила детскую посуду в передвижном столике. Там же организовала питьевую зону — теперь сын может брать, что ему нужно, без моей помощи.

детский стол

После всех изменений оказалось, что простые занятия по дому могут надолго занять Ярослава:

  • Пересыпать крупы в миски сын любил, когда был ещё совсем маленький и не умел ходить. Потом как-то мы это забросили. А сейчас снова появился интерес. Однажды утром, когда доставала крупу, чтобы делать завтрак, малыш увидел фасоль, попросил достать её и насыпать ему в миску. Я собрала для него набор, как было описано на курсе, и ребёнок занялся минут на 20. Ложкой пересыпал фасоль из одной мисочки в другую.
  • Обожает готовить и вместе со мной и уже придумывает собственные рецепты. Недавно замесил несколько разных круп и засыпал их в кипящую воду, а потом мы с ним ели получившееся блюдо. Необычно, но вкусно.
  • Переливать сын тоже очень любит. Часто себе делает разные коктейли — смешивает соки, компот и т. д.
  • Часто и с удовольствием подметает веником. Понравилась идея с меткой, чтобы показать, куда подметать.
  • Моет пол и стёкла. Берёт специальные средства, наливает в ведро, потом добавляет воду. Берёт в руки щётку и начинает мыть, периодически выжимая.
  • Цветы поливает, когда увидит. Сам берёт лейку и наливает воду — только нужно смотреть, чтобы не залил растения, когда увлечётся. А ещё летом, весной и осенью мы вместе украшаем цветами дом.

сухоцветы в вазах
Зимой до живых цветов не доехали, взяли на время набор с сухоцветами. Ярослав тут же сделал четыре букета и поставил на свою полку с игрушками

Большинство этих занятий настолько увлекают сына, что он возвращается к ним снова и снова! Приятно понимать, что для него это не просто игры, а богатая почва для развития. На курсе узнала, что и приготовление пищи, и уборка, и уход за собой помогают детям осваивать практические полезные навыки и развиваться: например, совершенствовать мелкую и крупную моторику, знакомиться со свойствами жидкостей и твёрдых тел.

А главное — ухаживая вместе за домом, мы общаемся, и Ярослав получает достаточно внимания. Потом спокойно занимается сам в комнате, поэтому я не устаю играть с ребёнком и могу уделять больше времени своим делам.

Конечно, когда у меня появляются свободные часы, я с удовольствием играю с сыном. Но теперь у меня немного другой подход: это опять же помогает меньше уставать и больше наслаждаться материнством.

Новый подход к играм и творчеству с ребёнком

Раньше я не задумывалась, что можно по-разному общаться с ребёнком и превращать это общение для него в полезные уроки, а для меня — в интересный процесс.

Теперь рассказываю обо всём, даже о сложном, простым языком, и последовательно знакомлю со всем, что окружает. Когда ребёнок берёт в руки какой-то предмет, начинаю описывать, из каких деталей он состоит и зачем нужен. Ярослав повторяет всё за мной и запоминает, задаёт вопросы. Наше общение становится насыщеннее и интереснее. Получается, с каждым днём сын узнаёт об этом мире чуточку больше. Думаю, это очень поможет в школе.

Названия животных, ягод и почти всех машинок знал и раньше, сейчас немного подзабыл — давно не доставала таких игрушек и карточек. Думала, что уже неинтересно, а оказалось наоборот. Будем повторять, а заодно и добавлять новые, знакомиться с ними.

языковые карточки

С удовольствием изучаем страны. По календарю готовились к Новому году, сейчас погоду смотрим.

окружающий мир

Провели занятие по изучению огня, узнали, как можно тушить его. Сын сам придумывал и пробовал. Ещё понравилось заниматься познавательными опытами. Я совсем не уставала играть с ребёнком, потому что такое времяпрепровождение интересно даже взрослому.

С книгами у нас всегда любовь была. Вот только сам он их один редко смотрит, в основном несёт, чтобы ему кто-то почитал, вместе посмотрел. Думаю, постепенно начнёт делать это самостоятельно. Дома стало больше книг об окружающем мире.

книги 3 года

Ребёнок уже умеет считать до 15. Считаем, яблоки, кусочки хлеба, игрушки, шарики, отсчитываем, сколько времени чистить зубы. Мы занимались с палочками, разложили их по цветам и считали, потом сопоставляли с цифрами. Ярослав сконцентрировался на этом занятии.

математика в 3 года

геометрические фигуры
Чтобы познакомить ребёнка с геометрическими фигурами, приобрела разноцветные шаблоны

Простые цвета знает, будем увеличивать их количество и знакомиться с оттенками. Пока иногда путает жёлтый и оранжевый. Раньше просто рисовал линии и создавал какие-то свои рисунки, а сейчас узнал, как разнообразить это занятие. Интересным оказался вариант, когда ребёнок приклеивает на бумагу не готовые какие-то фигурки, элементы, а вырезает их сам. Рассматриваю вариант с мольбертом; карандаши, фломастеры и краски у нас стоят в постоянном доступе.

зона игр 3 года
Так стала выглядеть наша зона игр: никаких лишних вещей, только интересные ребёнку и полезные для развития

Но больше всего запомнилась игра на распознавание вкусов с завязанными глазами. Ярослав увлечённо подошёл к делу и угадывал, какие перед ним продукты.

распознавание вкусов
Сын сам часто готовит и создаёт разные вкусы, поэтому занятие по их распознаванию его увлекло

Ещё понравилось распознавать запахи, для этого занятия я сделала специальный набор. Взяла баночки для специй, ватные диски, старые маленькие стаканчики и разные аромомасла. Ярослав быстро определяет, где какие запахи, так что мы постоянно усложняем и добавляем новые. Преподнесла так: «Ты знаешь вкусы разных фруктов и видел разные цветы. А какой у них запах, давай понюхаем? Где одинаковые?»

запахи набор

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут создать развивающее пространство и предложить занятия с учётом потребностей вашего ребёнка дома



 

Из занятий творчеством Ярослава особенно увлекла лепка из пластилина. А для меня стало открытием, как легко, оказывается, можно создавать из пластилина сложные картины. Сын с удовольствием берёт все карточки для пополнения словарного запаса и лепит животных, которые на них изображены. Я помогаю ему только с мордочками. У нас уже накопилась большая коробка его работ. Даже буквы теперь изучаем с помощью пластилина — их ребёнок лепит сам.

лепка

Изменения во мне

Эмоции. Одним из самых важных занятий на курсе для меня стало знакомство с собственными эмоциями. Чтобы видеть потребности и не уставать играть с ребёнком, маме нужно самой быть в ресурсе. Тогда каждый день вместе с малышом будет наполнен яркими красками, станет больше взаимопонимания.

Знать причины своих эмоций, принимать их, выражать и работать над собой — необходимое условие для этого. Ведь дети чувствуют, когда мы тревожимся или злимся, и это отражается на их поведении, желании чем-то увлечённо заниматься, количестве истерик и капризов.

Например, я долго запрещала себе испытывать гнев. Недосып, усталость и сложная ситуация с работой усугубляли ситуацию. Эмоции накалялись, сменяя друг друга, не находили выхода, и это плохо отражалось на мне. На курсе поняла, что их обязательно нужно выражать.

Теперь испытываю гнев в полной гамме, понимаю его причину и направляю в конструктивное русло, на защиту наших с сыном границ. Делаю это гигиенично и деликатно. Раньше будто рот немел: не могла вмешаться, когда посторонние пытались указывать моему ребёнку, что делать — потом злилась на себя.

Я также работала с эмоциями на встрече с психологом: очень помогла наработка нового опыта в управлении ими. Когда что-то получается, хвалю себя и награждаю.

Личный ресурс. Сделала себе наконец подарок и навыбирала ещё много чего на будущее. Приятно снова ощущать себя женщиной.

Набираться сил позволяет то, что всегда любила: танцы, песни, музыка (слушать и играть), прогулки (особенно по лесу). Ещё составляю букеты из цветов и общаюсь с друзьями, это очень заряжает.

В одно время заметила, что вокруг меня собрались люди, которые разговаривают только про хозяйство и детей. Пришлось поднять старые связи — поговорила со старой знакомой 15 минут, получила глоток свежего воздуха из прошлого.

Став внимательнее к себе, я подобрела и научилась меньше раздражаться. И ребёнок нашёл способы общаться со мной по-новому, помягче. Когда маме спокойно, намного проще придумать, как не уставать играть с ребёнком и помочь ему расти любознательным и самостоятельным.

Очень важные составляющие счастливого материнства для меня — это знание своего ребёнка: его сильных сторон, особенностей; умение наблюдать и отмечать заслуги. Да, мы, родители, хотим постоянно быть рядом и оберегать детей, помогать им, но с таким подходом всех дел не переделать, а ресурса не остаётся ни на что. В результате ребёнок лишается счастливой мамы и видит замученную — а самое страшное, что такой пример поведения он перенимает.

Безусловно, нужно уделять ребёнку время. Но стоит и оставлять ему достаточно свободы, чтобы развивать самостоятельность: когда в своей свободе он находит интересное занятие сам, да ещё и может придумать что-то неожиданное, это невероятно окрыляет!

малыш

Результаты

Благодаря курсу у меня появился стимул менять жизнь, а у сына — возможность жить так, как он хочет, как требует его природа. Зная его потребности, я не давлю и не прошу делать то, от чего он отказывается, а больше предлагаю.

Изменилось не только домашнее пространство и игры, но и мы с сыном:

  • попробовали много увлекательных дел по дому, которые понравились Ярославу и которыми он может заниматься сам;
  • я осознала, что ребёнку в 3 года не нужно много игрушек — они только создают беспорядок и мешают концентрировать внимание;
  • сын стал аккуратнее — чаще убирает за собой игрушки, а когда приходят гости, требует соблюдать порядок;
  • с удовольствием иcследует всё, что я ему предлагаю, и меньше протестует;
  • малышу теперь легче взаимодействовать с окружающим миром, появилась уверенность и неуёмное желание изучать его, а также людей — он находит подход ко мне и другим;
  • почувствовала себя увереннее как мама;
  • научилась лучше справляться с эмоциями, стало проще анализировать их и управлять собой;
  • у меня буквально выросли крылья — ведь теперь мы с сыном отлично понимаем друг друга, ему всегда есть чем заняться, а я наконец смогла найти время на себя и научилась наслаждаться материнством.

Впереди у нас с Ярославом огромная и интересная работа — теперь я точно знаю, куда двигаться дальше, как правильно развивать ребёнка и меньше уставать.

Текст и фото: Евгения Филимонова, выпускница онлайн-курсов «Развитие ребёнка дома с 1 до 3 лет» и «Развитие ребёнка дома с 3 до 6 лет»

Редактор: Камила Кленовиц

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться