Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Какой конструктор лучше
Всем известно, что конструктор – отличная развивающая игрушка. Первыми конструкторами были наборы обычных деревянных кубиков и брусочков, из которых дети строили дома, гаражи, замки, крепости и другие постройки. Потом пришло время металлических конструкторов. Взрослые, выросшие в советский период, еще помнят, как собирали на уроках труда по схеме машинки и башенные краны из металлических пластинок. Позже пришел черёд пластмассовых конструкторов. Сейчас синонимом слова «конструктор» стало «Лего».
Современные дети в раннем возрасте обычно активно играют кубиками. По крайней мере, у большинства детей есть набор кубиков. «Лего» (или его аналог) тоже есть практически у каждого современного ребёнка. Тот самый металлический конструктор сегодня редкость. А ведь каждый из этих типов конструкторов несёт принципиально разную развивающую функцию. Давайте разберёмся, какую.
Обычные кубики
Неважно, деревянные или пластмассовые, разноцветные или однотонные, маленькие или большие. Большой набор кубиков очень полезен для развития моторики, представления, мышления, воображения ребёнка. Особенно хорошо, если в набор входят не только кубики, но и другие геометрические тела (цилиндры, конусы, параллелепипеды).
Ребёнок учится самостоятельно строить различные конструкции, он манипулирует с геометрическими телами, познавая их свойства. Так, уже малышу понятно, что конус нельзя поставить на вершину, а на вершине конуса не удержится цилиндр. Эти важные открытия ребёнок способен сделать самостоятельно, если ему дадут возможность играть набором геометрических тел.
Первые постройки спонтанны, малыш просто ставит кубики один на другой, но с возрастом ситуация меняется. Ребёнок заранее знает, что он хочет создать. Задумывая постройку, ребёнок сначала представляет её, а потом воплощает в жизнь. Ребёнок, который строит гараж, понимает, что вход должен быть достаточно широким, чтобы могла заехать любимая машинка. И снова ребёнок развивается, примеряя машинку к сделанному проёму. А чтобы сделать проём, нужно сделать такое расстояние между кубиками, чтобы сверху мог встать (и не падать) другой кубик или параллелепипед.
Кубики «Лего»
Это тоже отличный конструктор, хорошо развивающий пространственные представления детей. Кстати, развитие пространственных представлений очень важно — доказано, что у детей с хорошо развитыми пространственными представлениями выше интеллект. Причем набор «Лего» может использоваться как минимум двумя способами. Рассмотрим их.
Традиционный — собирание моделей по заданной схеме. Второй — создание собственных моделей из имеющихся деталей. Правда, в этом случае важно, чтобы у ребёнка было достаточно деталей осуществить задуманное.
Остановимся на первом способе, то есть на конструировании по заданному образцу. Разглядывая схему, ребёнок учится точно воспроизводить готовую схему. Такое умение очень важно, ведь для этого требуется внимательность, способность перенести в реальность то, что изображено на бумаге.
В определённой степени набор «Лего» отражает всю современную систему образования, в которой детям предлагается очень много задач, выполняемых по готовому образцу. А именно: ребёнку показывается алгоритм, и он воспроизводит готовое решение, повторяя этот алгоритм, достаточно выучить формулу и просто использовать её. В этом случае не остаётся простора для самостоятельного размышления. В наборе «Лего» есть чёткая инструкция и, если делать всё строго по ней, успешность гарантирована.
Умение действовать строго по инструкции очень важно, но для развития интеллекта недостаточно. Для этого важно не только умение создавать что-то по образцу, но и уметь представить себе отсутствующий предмет, уметь оперировать материалом в уме.
Как современные Монтессори-педагоги относятся к кубикам «Лего»
Комментарий Анны Федосовой — психолога, Монтессори-педагога, эксперта наших онлайн-курсов
Главный элемент Монтессори-среды — подготовленный взрослый. Многие вещи — и бытовые принадлежности, и игрушки, и методические пособия — можно использовать как традиционным, так и Монтессори-способом. Содержит такую двойственную возможность и «Лего».
Да, есть наборы изначально более открытые к модификации, и узкоспециализированные, по сути модели для сборки конкретного объекта. Но даже их теоретически ребёнок способен собирать сам, самостоятельно следуя инструкции. Может даже разобрать и собрать ещё раз. Такой вариант вполне укладывается в позицию Монтессори. Взрослый обеспечивает комплектом, ребёнок сам работает. Закрытого типа наборы кажутся уныло репродуктивными. Но умение воспользоваться инструкцией — ценный навык, и отточить его на примере лего для ребёнка на определённом этапе — задача творческая.
А вот если вы руководите ребёнком, чтобы собрать лего-модель (как и любую другую), выступаете посредником между ним и инструкцией, то это совсем не Монтессори-деятельность. Нельзя сказать, что само по себе это плохо. Когда занятие на самом деле приносит радость и вам, и ребёнку, это далеко не самый плохой способ общения.
Также как вполне прекрасно, если вдруг случайно и у родителя, и у ребёнка есть общее увлечение авиамоделированием, созданием ландшафтных макетов или конструированием железных дорог и запуску поездов по ним. А вот если вы собираете модель, потому что «надо», «не пропадать же добру», «пусть бабушка порадуется», «я всегда мечтал собирать вместе с сыном модельки», «полезно для мелкой моторики», — то это издевательство над собой и ребёнком.
Строго говоря, в случае общего хобби логика Монтессори-мышления тоже работает. Если вы хотите общаться по поводу сборки, возьмите два набора, сложный взрослый и простой детский, так, чтобы каждый был способен собрать свою модель по своей инструкции, и общайтесь по ходу сборки.
Так или иначе, если у вас собирается много специализированных наборов, то объединённые вместе они превращаются во всё более универсальный. Вы заводите сортер, и складываете все кирпичи — в один контейнер/ячейку/мешочек, все колёса — в другой, все двери — третий, человечков в четвёртый, всевозможные специальные элементы — в другой. И если ребёнок заинтересован в такого рода игре, он может строить произвольные композиции из этого материала. Или не строить, потому что не любит играть в «Лего». Если вы любите — попросите одолжить вам, и наслаждайтесь. Это, конечно, не изменит вашего детства с дефицитом лего, но вы можете сделать то, чего хочется сейчас. Кроме того,«Лего» — отличный материал в руках, любящих создавать крафтовые предметы.
Дети тоже могут создавать поделки самого разного рода. Так что вопрос не в лего, а в том, кто, зачем, почему и как ребёнок играет в него.
В целом, Монтессори-взгляд на конструкторы такой:
- предпочтительны конструкторы с высокой степенью свободы и вариативности (если только ребёнок не желает намеренно именно модель для сборки – это другой тип досуга и у него есть свои поклонники);
- степень сложности конструктора должна быть такой, чтобы после минимальной инструкции взрослого ребёнок был в состоянии играть в него сам;
- предпочтительны не лучшие конструкторы, а любимые. Если у деревянных кирпичиков уровень открытости выше, чем у лего, но с ними ребёнок играет 5 минут, а из лего строит по три дня кряду сложнейшую конструкцию – для этого ребёнка лего лучше;
- хранение конструктора должно быть хорошо организовано, количество элементов – выверено. Если конструктор превращается в вездесущие разбросанные детали, – значит, он неправильно хранится, неправильно презентуется (слишком много деталей) и/или не подходит ребёнку (не нравится, или не дорос до самостоятельной работы именно с этим набором).
Металлический конструктор
И теперь вспомним тот самый старый металлический конструктор, точнее, не сам конструктор, а схемы к нему. Это были не самые простые схемы — изображение трёхмерной модели на бумаге были созданы таким образом, что конструкция не показывалась со всех сторон. Поэтому собирающий должен был думать, как собираемый предмет выглядит с обратной стороны. Некоторые детали были видны, некоторые не видны. Юному конструктору необходимо было самостоятельно высчитать, какая именно деталь ему необходима. Это непростая задача для ребёнка. Но есть ли смысл в этих дополнительных сложностях, или просто советские изготовители игрушек ленились сделать подробные схемы?
В одной из своих работ известный советский психолог А. Р. Лурия описывает интересный эксперимент. Некоторое количество детей в возрасте 5-6 лет разделили на две группы. Причём в исследовании принимали учатие несколько пар однояйцевых близнецов, которые были определены в разные группы. С каждой группой детей проводились развивающие занятия, которые заключались в том, что на протяжении трёх недель дети конструировали разнообразные модели из мелких деревянных деталей.
Однако учёными были созданы некоторые различия в деятельности детей двух групп. Детям, входящим в первую группу, показывали образец. Это была готовая деревянная постройка: их задачей было скопировать её, сделав точно такую же. Дети могли видеть все детали и элементы, из которых была создана конструкция. Поэтому работа детей заключалась в том, чтобы подобрать идентичные детали и сконструировать модель по образцу. У детей второй группы задача была существенно сложнее. Дети в качестве образца получили те же конструкции, но оклеенные бумагой. Естественно, в этом случае им было гораздо сложнее создать аналогичную конструкцию, ведь дети не видели элементов и должны были сами догадываться, из каких деталей создана постройка.
Дети первой группы просто создавали модель по образцу, а дети второй группы были вынуждены мысленно манипулировать предметами (деталями конструктора). За три недели в развитии детей сформировались существенные различия. Дети второй группы не только научились быстро и успешно решать задачи на конструирование, но и оказались более успешны при решении других типов зрительных головоломок, а также задач на мысленную пространственную трансформацию. Мало того, через полтора года после эксперимента дети из второй группы выполняли такие задания быстрее и легче, чем из первой.
Этот эксперимент наглядно демонстрирует важность организации деятельности ребёнка, ответственность при выборе игр и игрушек. Возвращаясь к нашей теме, важно сделать ряд выводов. Во-первых, не существует какой-то игры или пособия, которое было бы панацеей — каждое пособие выполняет свою функцию. Во-вторых, не стоит отказываться от того, что активно использовалось ранее, нередко старые игры и пособия несут мощный развивающий потенциал.
Фото Анны Ефремовой
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов