Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Спички детям игрушка: зачем учить ребёнка зажигать свечу
Учим ребёнка обращаться со спичками
Зажигание свечей и спичек привлекает детей от 3 до 6 лет. Но, к сожалению, мало кто из родителей разрешает дошкольникам заниматься с этими предметами дома. Надо отметить, что самостоятельное зажигание вызывает у маленького человека не только интерес, но и чувство гордости.
Как мы успели заметить, мамы и папы зря опасаются, что дети возьмут в руки спички. Оказалось, что значительная часть дошкольников к трём годам боится огня. Этот страх, с одной стороны, глубоко инстинктивный, с другой — большинству детей его внушили родители, говоря, что «Спички не игрушка».
Оставшаяся часть дошкольников, напротив, не только не боится огненной стихии — огонь их манит. Если им запретить пользоваться спичками, при этом не показав, как это правильно делать, то их повышенный интерес может привести к пожару.
По этим причинам в Монтессори-классах детям с трёх лет показывают упражнение «Зажигание свечи». Стоит познакомить с ним ребёнка и дома.
Занятие преследует также классические прямые цели, которые характерны для большинства упражнений зоны практической жизни:
- развитие контроля и координации движений;
- формирование независимости;
- развитие эстетического чувства.
Навык зажигания свечки используется в презентации «Хождение по линии» и при подготовке обеденного стола: в Монтессори-классах дети часто обедают при свечах, что позволяет им успокоиться во время приёма пищи и гармонично вести себя за столом.
Как показать упражнение «Зажигание свечи»
Рекомендуемый возраст для презентации: 3,5–4 года.
На подносе размещаем:
- пиалу или ведёрко с песком или водой;
- свечку в маленьком подсвечнике с ручкой, чтобы дошкольнику было удобно и безопасно её брать. У подсвечника должна быть защита руки от капающего воска;
- 2–3 спички в коробке;
- приспособление для гашения огня.
Пример — на фото.
Материал «Зажигание свечи»: ведёрко с песком, свечка в подсвечнике, спички, гаситель
Пригласите ребёнка и скажите: «Сегодня я покажу тебе, как зажигать свечу».
Обратите его внимание на место, где будет стоять поднос с этим упражнением. Лучше выбрать кухню: там находится источник воды, а зажжённые свечки можно использовать для сервировки, например, вечернего ужина.
Просим дошкольника отнести поднос на стол, где мы будем проводить презентацию. Медленно достаём спичку из коробки и показываем, как её зажечь, а затем от неё — свечу.
Спичку тушим в пиале. Можно использовать песок или воду. При гашении спичек в воде, они издают характерный шипящий звук, что вызывает дополнительный интерес у детей.
Смотрим какое-то время вместе с ребёнком на горящую свечу и беседуем с ним о том, зачем и когда мы обычно их зажигаем. Наблюдаем за огоньком ещё несколько секунд, а затем показываем, как погасить его колпачком (гасителем).
Достаём из пиалки спичку и выкидываем в мусорное ведро. Меняем воду на чистую. Докладываем в коробок ещё одну спичку. Помните, что всего в коробке должно быть не больше трёх спичек.
Во-первых, это обеспечит безопасность, дав вам возможность контролировать зажигание свечи, учитывая количество спичек. Во-вторых, это естественное ограничение материала, которое используется в Монтессори-классах, чтобы показать ребёнку, что ресурс не бесконечен.
Ребёнок с помощью гасителя тушит свечу
Затем предлагаем дошкольнику повторить: «Вот так мы зажигаем свечу. Теперь ты тоже можешь зажечь её».
После работы просим отнести материал на место и говорим: «Теперь ты можешь зажигать свечку самостоятельно».
В упражнении несколько точек интереса:
- зажечь спичку движением от себя;
- шипение потухшей спички в воде;
- сам огонь;
- тушение свечи.
В Монтессори-классах используются только природные материалы, поэтому зажигалка для выполнения презентации не подходит.
Важно, что при выполнении этого упражнения ребёнок всегда должен предупреждать взрослого, что он собирается работать с материалом. Если ваш дошкольник ходит в Монтессори-класс, уточните у педагога, умеет ли он зажигать свечу. Если да, вам достаточно просто подготовить дома аналогичный материал.
Помните, что можно запретить детям опасные вещи, но они всё равно будут их привлекать. Рано или поздно это может стать источником проблем. Лучше показать дошкольнику, как их безопасно использовать. Но в любом случае презентации делаются под контролем взрослого.
Фото: Монтессори-школа «Алиса»
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов