Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Почему малыши так любят порядок и предсказуемость
Если у вас есть малыш до трёх лет, то вы наверняка замечали его особую любовь к порядку. Она может выражаться по-разному:
- вы делаете вольный пересказ истории из знакомой книжки, а малыш отказывается слушать или настойчиво поправляет вас;
- надеваете на него сначала шапку, а потом ботинки, а он капризничает и требует сначала обуться;
- припозднились с завтраком, и получаете очередную истерику;
- положили ключи на кухонный стол, а малыш уносит их на тумбочку в прихожей;
- остались ночевать в гостях, и он долго не может заснуть.
Большинство протестов маленьких детей происходит из-за неопределённости, нарушения привычного образа жизни или отсутствия режима дня. В статье мы подробнее расскажем о значении порядка для ребёнка до 3 лет и дадим рекомендации, которые помогут сделать жизнь малышей максимально предсказуемой.
Чем объясняется любовь малышей к порядку
Порядок — основа живой и неживой природы. Он проявляется во всём, что нас окружает: от строения атомов до законов Вселенной, от рецепта приготовления омлета до сложных алгоритмов компьютеров. Если мы сажаем косточку лимона, то вырастет лимонное дерево. Если включим плиту под кастрюлей и не нальём в неё воду, дно кастрюли пригорит.
Мы складываем вещи по местам, чистим зубы перед сном, упорядочиваем процессы в быту и на работе, придерживаемся определённых алгоритмов в общении с близкими, коллегами и друзьями. Последовательности, правила и ритуалы позволяют нам безопасно существовать.
Порядок в жизни ребёнка имеет ещё большее значение. Младенец приходит в этот мир, ничего о нём не зная, и постепенно знакомится с мироустройством. До трёх лет ему важно узнать как можно больше, причём в комфортной и безопасной среде. Порядок помогает направить энергию в более конструктивное русло: не нужно тревожиться и пытаться каждый раз заново сориентироваться, поэтому остаются силы на освоение новых навыков.
У детей раннего возраста сильная потребность в создании шаблонов и связей между вещами и людьми, причём само понятие порядка гораздо шире уборки.
Имеет значение полная предсказуемость в трёх сферах:
- в окружающей среде;
- во времени;
- в поведении взрослых.
Если внешний порядок соблюдается, то малыш чувствует себя уверенно и со временем формирует собственное чувство порядка: ставит игрушки и посуду на полки, складывает одежду в шкаф, сначала чистит зубы и умывается, а уже потом садится завтракать. Если же порядка нет, то ребёнок выражает протест через истерики и капризы.
Я нашёл игрушку в том же месте, где она обычно стоит и в то же время, когда я обычно играю. Значит, буду спокойно заниматься
Порядок в окружающей среде
Порядок в окружающей среде — это когда ребёнок может найти одну и ту же вещь на одном и том же месте. Это позволяет сориентироваться для чего нужны предметы. Поэтому важно организовать пространство так, чтобы всё стояло в привычных местах: посуда на кухне, обувь в прихожей, одежда в шкафу, а игрушки ребёнка на полках.
Другая сторона порядка — отношение людей к предметам. На стульях принято сидеть, за столом есть; дверь открываем рукой, а не ногой; чай пьём на кухне, а не в постели. Маленькие дети практически не реагируют на слова — они неосознанно делают то, что делают окружающие. Поэтому важно следить за своим поведением и перестать вольно обращаться с предметами домашнего обихода.
Значение порядка во времени
Порядок во времени — это режим и ритуалы в жизни ребёнка. Они дают ему ощущение стабильности, упорядоченности, спокойствия, безопасности. С ними не нужно постоянно быть настороже и каждый раз пытаться разобраться, что, как и когда происходит: «Вот, я проснусь сегодня утром и что будет дальше? Я сразу пойду завтракать или пойду умываться, или мне сразу можно поиграть в игрушки, а может быть мама меня повезёт ещё куда-то?»
Режим и ритуалы создают безопасную среду во времени и позволяют ребёнку научиться чувствовать ритм дня. Важно, чтобы сложившийся уклад жизни устраивал всех членов семьи. Потому что если что-то вызывает тревогу или неудобства, то режим будет сложно соблюдать. Сохранять режим дня нужно и в выходные, чтобы время сна и приёма пищи сохранялось для ребёнка неизменным.
Если планируется поездка или путешествие, то важно позаботиться, чтобы у малыша была возможность поспать в необходимое время. Можно взять предмет, с которым он привык засыпать: игрушку, одеяльце или подушку. Это станет точками опоры в новых условиях
Начать выстраивать ритуалы можно с простых вещей, как бусинки на ниточку нанизывая повторяющиеся изо дня в день действия. Играть можно начать только после того, как проснулся, переоделся, умылся, позавтракал. Или, перед сном умываемся, пьём кефир, задёргиваем шторы и включаем ночник, читаем книжку и засыпаем.
Очень хорошо с детьми до трёх лет работает визуализация.
Порядок в поведении по отношению к ребёнку
В раннем детстве большое значение имеет последовательность взрослых — чёткие, понятные и неизменные правила. Вот что это значит:
- Требования к ребёнку не зависят от настроения: если мама в плохом настроении запретила поздно вечером бегать и кричать, то и в хорошем поступит так же. Это помогает ребёнку быстрее принять правило и не метаться в поисках ответа, что можно, а чего нельзя.
- Все правила согласованы между членами семьи: если мама запрещает есть перед телевизором, то этой стратегии должны держаться папа, дедушка и бабушка. Когда взрослые требуют разное, то малышу очень сложно приспособиться. А с возрастом он начнёт этим пользоваться, лавируя между родителями.
- Требования сформулированы очень конкретно и касаются чего-то одного: «После прогулки нужно раздеться, а потом пройти в комнату».
- Не слишком много запретов и правил, иначе они перестанут работать. Малыш элементарно их не сможет запомнить.
- Родители выдвигают обоснованные требования.
Например, мама говорит двухлетнему малышу: «Не прыгай по лужам! Будешь грязный!» Это разумное объяснение, оно понятно ребёнку, но ему очень трудно удержаться — ведь он как раз сейчас учится прыгать, а в лужах этот навык осваивается куда веселее. Поэтому для него требование выглядит необоснованным.
Если купить к сезону луж непромокаемую одежду и обувь, то проблема будет решена. Но очень важно, чтобы эту позицию приняли все члены семьи. А вот запрет выбегать на автомобильную дорогу вполне обоснован, так как это действительно опасно, но его важно грамотно сформулировать: «Стоп, опасно!», и позже добавить: «На дорогу запрещено».
Важно, чтобы родители и сами соблюдали то, что требуют от ребёнка.
Когда мы приходим с прогулки, мама с папой всегда раздеваются и разуваются в прихожей, ставят обувь на полку и вешают одежду на плечики. Значит, и я буду так делать
Дети всё время нарушают правила и смотрят на реакцию. Родители часто трактуют это как проявление плохого характера. Но малыш делает это не из вредности, а чтобы убедиться, что правило осталось неизменным. Поэтому важно не идти на попятную — это вызовет ещё больше беспокойства у малыша. Он начнёт проверять границы особенно настойчиво, будет нарушать порядок, и в результате станет совсем неуправляемым.
Допустим, малыш всегда мыл руки перед едой, а однажды отказался. Маме следует в этой ситуации спокойно напомнить о правиле и настоять на своём спокойным тоном. Ребёнок может устроить истерику, пытаться взять еду грязными руками, но мама должна остаться последовательной: успокоить и спокойно повторить правило. Показать, что истерика никак не повлияет на принятый порядок. Иначе ребёнок решит, что истерика — это волшебный ключик, с помощью которого можно менять правила и управлять взрослым.
Коротко о главном
- Порядок в окружающей среде, времени и поведении взрослых очень важен в жизни ребёнка до 3 лет. Именно поэтому малыши весьма консервативны: не любят изменений и нервно реагируют даже на малейшие отступления от привычного течения жизни.
- Порядок позволяет им чувствовать себя стабильно и безопасно, а хаос приводит к повышенной тревожности и неуверенности.
- Внешний порядок освобождает от необходимости расходовать свою энергию на экстренное формирование собственного внутреннего порядка. Постепенно малыш учится делать прогнозы, которые обеспечивают ему чувство безопасности и доверия к миру.
- Дети предпочитают, чтобы каждая вещь находилась на привычном месте, поэтому даже простейшие изменения в расстановке домашних тапочек могут привлечь их внимание. Постарайтесь всегда класть все вещи на место, чтобы ребёнок мог их найти.
- Порядок во времени помогает сформировать собственный ритм, прочувствовать течение времени и не потеряться в догадках что за чем следует и чего ожидать.
- Последовательное поведение родителей и чёткие правила делают жизнь малыша ещё более предсказуемой, помогают легче адаптироваться к требованиям и соблюдать их без сопротивления.
Статья подготовлена по материалам курса
Фото Анны Ефремовой и Ольги Горевой
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов