Вход
Работа с аутичными детьми

Дети с аутизмом и особыми образовательными потребностями в Монтессори-классах

Апрель – международный месяц признания аутизма. Аутизм – это нарушение в развитии, которое обычно диагностируется в первые три года жизни. Он является результатом неврологического расстройства, которое ухудшает работу головного мозга и влияет на развитие в области социального взаимодействия и коммуникативных навыков. Детям с аутизмом сложно общаться и контактировать с другими людьми, также они испытывают трудности с пониманием языка жестов и выражением эмоций.

В США диагноз «аутизм» растёт с угрожающей скоростью: примерно у 259 245 американских детей (в возрасте от 3 до 22 лет) диагностирован аутизм. Российская статистика о таких детях пока отсутствует, но, если исходить из средних данных по другим странам, то можно предполагать, что в России насчитывается около 200 тысяч аутичных детей (Прим. переводчика).

В то время как причины аутизма до сих пор неизвестны, исследования показывают, что при развитии аутизма имеют место быть как генетические факторы, так и факторы, основанные на возможных повреждениях головного мозга до, во время и после родов. В настоящее время ведётся много активных дискуссий относительно того, может ли болезнь проявиться позже, и могут ли аллергия или пищевая непереносимость сыграть роль в развитии аутизма. Монтессори-классы – это среда, которая может помочь детям с аутизмом и другими особыми потребностями достичь успеха в образовательном процессе.

Информация о том, как дети с аутизмом и особыми потребностями могут достичь успеха в Монтессори-классах.

Дети с аутизмом физически не являются инвалидами, поэтому иногда может быть сложно понять, что они не здоровы, в связи с чем их часто считают непослушными или трудными. Но гораздо более тревожным является факт, что до сих пор не найдено лекарство от аутизма и нет стандартных способов его терапии. В своей статье «Спектр аутизма: аутизм, синдром Аспергера (AS) и семантическое прагматическое расстройство (SPD) – ответ практикующего методику Монтессори» ВендиФидлер утверждает, что дети с диагнозом аутизм в некоторой степени испытывают ухудшение в следующих трёх областях:

  • общение – языковые нарушения всех коммуникативных средств: речи, интонаций, жестов, мимики, языка тела и др.
  • социализация – сложности с социальными отношениями, плохая ориентация во времени при социальной активности, недостаток эмпатии, неприятие естественных тактильных контактов, неадекватность зрительных контактов.
  • воображение – прямолинейность и отсутствие гибкости мыслительного процесса, сопротивление изменениям, одержимое и ритуалистическое поведение, недостаток творческого, художественного представления.

Также есть некоторые отличительные черты, которые проявляются у детей (и взрослых) с аутизмом:

  • сопротивление изменениям;
  • трудности с выражением потребностей, использование жестов вместо слов;
  • гиперчувствительность к сенсорным раздражителям (таким как яркий свет, громкий звук, неожиданные прикосновения, вкус, запах);
  • эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи);
  • смех, слёзы, проявление утомления без видимых причин;
  • склонность к одиночеству;
  • устойчивое эксцентричное поведение;
  • вращение окружающих предметов или вращение вокруг себя;
  • гипер- или гипочувствительность к боли;
  • отсутствие чувства страха/опасности;
  • неравномерные двигательные навыки;
  • заметная физическая гипер- или гипоактивность;
  • отсутствие реакции на вербальные команды/сигналы.

Аутизм в Монтессори-среде

Исследование показало, что раннее вмешательство (от рождения до трёхлетнего возраста) оказывает существенное влияние и сокращает проявления симптомов расстройств из спектра аутизма. В этом возрасте «абсорбирующее», впитывающее сознание наиболее гибко, и дети открыты для изменений. Подготовленная среда и предсказуемость ежедневной активности в Монтессори-классах обеспечивают стабильность для детей с особыми образовательными потребностями. Материалы Монтессори предусматривают практическое обучение и постоянное стимулирование, которые способствуют мультисенсорной вовлеченности всех учеников.

Необходимы особое внимание и забота, чтобы создать дружественную среду для людей с сенсорной гиперчувствительностью. Например, следует учесть следующие моменты:

  • смягчить яркий свет или убрать флюоресцентные осветительные приборы (флюоресцентные лампы мигают много раз в секунду – это может быть подавляющим для ребёнка с аутизмом);
  • неожиданные громкие звуки могут оказаться пугающими;
  • нужно проявлять осторожность при выборе изделий из ткани, металла, дерева и других материалов;
  • для активностей, связанных с тактильным или стереогностическим восприятием может пригодиться большой выбор масок или шёлковых шарфов для завязывания глаз;
  • колокольчики Монтессори также могут вызывать раздражение – давать подобные вещи детям с аутизмом нужно с большой осторожностью;
  • необходимо внимательно реагировать на все «несчастные случаи», поскольку дети с аутизмом могут иметь высокий болевой порог;
  • классные комнаты Монтессори должны быть максимально безопасны, чтобы дети не могли случайно забрести в небезопасную зону;
  • дети с аутизмом не любят изменений, поэтому при организации экскурсий и других активностей, которые отличаются от обычных ежедневных занятий, необходимы меры предосторожности;
  • все изменения желательно обсуждать с детьми заблаговременно, чтобы они не оказались для них сюрпризом.

Детям с аутизмом полезно наблюдать за поведением других людей. Уроки Монтессори по хорошим манерам дают детям возможность учиться и практиковать соответствующие социальные взаимодействия. Они получают навык ведения переговоров, учатся устанавливать зрительный контакт с собеседником, изучают мимику, выражения лица и язык жестов. При этом сначала они могут посмотреть, как другие дети используют материалы, прежде чем сами примут решение поучаствовать.

Поскольку курс обучения Монтессори является целостной педагогической системой, дети с аутизмом будут чувствовать себя в Монтессори среде надёжно и безопасно. Это идеальное место, чтобы расти и развиваться в собственном темпе.

Читать по теме:

Монтессори-педагогика для детей с особенностями развития

Как успокоить тревожного ребёнка 

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.