Вход
Маленька девочка показывает рисунок, который она нарисовала

Как хвалить трёхлетнего ребёнка?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Скоро нашей дочке 3 года. Она очень любимая, замечательная и чудесный во всех отношениях ребёнок. С рождения у нас были небольшие проблемы по неврологии и очень истеричный характер. Я поощряла любую инициативу, хвалила, восхищалась её рисунками (признаюсь, меня восхищают её психоделические картины). Восхищались бабушки, а одна бабушка очень любит говорить «какая ты молодец, другие-то девочки так не делают, у других девочек такого нет». Я сама понимаю, что это неправильно. Но я никогда не думала, что прямая похвала в возрасте до 3 лет может как-то негативно сказываться на воспитании ребёнка. С недавнего времени, когда Аня делает что-то хорошо, она просит: «Мама, скажи: молодец!», для неё это буднично, обыкновенно, она часто слышит похвалу. Какие способы выражения моего восхищения делами ребёнка допустимы?

На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:

– Действительно, похвала очень важна для ребёнка. Отсутствие одобрения деятельности ребёнка крайне негативно сказывается на нём. Но во всём важна мера, и поэтому избыток похвалы может быть вреден. Вы очень подробно описали последствия ваших действий и сами видите, что ситуация требует коррекции.

Давайте сначала разберём, что вы делали не совсем корректно. Не стоит поощрять любую деятельность ребёнка. В этом случае получается так, что если вы не похвалили какую-то работу ребёнка, то это значит, что она сделана плохо. Именно так сейчас и происходит. Девочка в обязательном порядке должна убедиться в том, что она сделала свою работу хорошо. Поэтому она и просит одобрения каждый раз. Не следует сравнивать ребёнка с другими детьми. Вы и сами в своём сообщении пишете о том, что считаете такое сравнение некорректным. Действительно, лучше сравнивать ребёнка с ним самим в более раннем возрасте.

А теперь давайте перейдём к тому, как же нам исправить ситуацию. Отказаться от оценок одномоментно нельзя. Это будет сильной травмой для девочки. Сейчас вам стоит отказаться от формального оценивания. Вы пишете, что обычно говорите что-то типа: «Аня, это чудесно, мне очень нравится».  Обратите внимание, что эти слова применимы к любому продукту деятельности (рисунок, лепка, аппликация и т. д.). В этих словах есть положительная оценка («чудесно», «нравится»), но в них совсем нет никакой содержательной составляющей. Лучше, если вы будете говорить именно о конкретной работе ребёнка, например: «Аня, этот рисунок очень яркий. Небо получилось багровым. А вот это дерево как живое на ветру». Или так: «Цветы в вазе получились почти как живые. Даже кажется, что они пахнут. Эта ромашка очень нежная». То есть важно говорить о содержании работы, а не просто ограничиваться словами «молодец» и «мне нравится». Возможно, сначала девочка всё равно будет спрашивать, молодец ли она. Конечно, вы ответите, что молодец. Но через некоторое время содержательный отзыв ей будет важнее, чем просто слово «молодец».

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.