• С этой книгой вы всегда будете знать, чем занять ребёнка в каждый месяц его жизни.

    Подробнее

     

  • Как обустроить игровую зону ребёнку от 1 до 3 лет

    Напишите нам на WhatsApp +7-977-639-34-24, и мы вышлем видео про то, как расположить игрушки, чтобы ребёнок сохранял к ним интерес

Главная Психология воспитания Что получают Монтессори-дети вместо похвалы

Что получают Монтессори-дети вместо похвалы

Будучи маленькой девочкой, я любила рисовать картинки и часто слышала от взрослых, как здорово у меня получается. Независимо от того, кому я их показывала, мне говорили: «Хорошая работа!». Чем больше я это слышала, тем больше нуждалась в похвале. В школе я так сильно хотела произвести впечатление на учителей рисования и на своих друзей, что не могла дождаться, когда услышу от них: «Анна, ты хорошо нарисовала!». Мне нравилось, когда меня хвалили, я хотела, чтобы все гордились мной. Пока кто-то не спросил меня однажды: «Но ВЫ гордитесь собой?»
Что получают Монтессори-дети вместо похвалы

Почему Монтессори-детей не хвалят

«Если дети чувствуют, что мы просто радуемся их достижениям, всё в порядке. Однако, если мы будем постоянно ставить оценки, они вытеснят у детей собственное чувство гордости. Они смогут судить о ценности сделанного, только если это будет признано нами» — Альфи Кон, «Любовь и уверенность в себе».

В обычной школе, где я раньше преподавала, использовали «чудодейственное средство». Ученики приходили и спрашивали, хорошо ли они сделали свою работу. И были довольны только после того, как получали похвалу.

Все любят слышать фразы «Хорошо сделано!» или «Ты лучший!». Это хорошее чувство, когда знаешь, что кому-то нравится твоя работа. Однако дело с похвалой имеет некоторые недостатки.

Но что произойдёт, когда похвалы нет? Ученики теряют мотивацию заниматься дальше. Получить похвалу — вот их награда за труды; а её отсутствие воспринимается как поражение. Так что похвала работает только до тех пор, пока она есть, и главное, её требуется всё больше и больше. Похвала делает детей зависимыми. Они не доверяют собственному мнению о своей работе и гордятся только тогда, когда мы гордимся ими.

Но больше всего меня пугало, что они боялись ошибаться. Боялись пробовать что-то новое, потому что это предполагало большой риск потерять свою «хорошую» позицию.

Что дети получают вместо похвалы

Но откуда тогда детям знать, радуемся ли мы их достижениям? И откуда им знать, хорошо ли то, что они делают? И вообще: у каждого есть потребность в признании, не так ли?

Из методики Монтессори я узнала, чем заменить похвалы (и наказания). Только безоговорочной любовью и поощрением. У тех, кто придерживается философии Монтессори, есть цель — дать детям независимость не только в действиях, но и в мышлении. Мы хотим, чтобы они гордились собой, чтобы делали то, что делают, в первую очередь для себя.

«Вместо похвалы, которая создаёт у детей впечатление, что их любят только в определённых условиях, мы должны помочь им подумать о том, кто они и какими они хотят быть» — Альфи Кон, «Любовь и уверенность в себе».

Как и в школе Монтессори, так и дома, я стараюсь отказаться от похвалы. Это не означает, что я перестала говорить позитивные вещи детям. Но теперь я хорошо думаю, что говорю; или нужно ли мне что-то сказать.

Например, когда моя дочь приходит ко мне с рисунком и говорит: «Посмотри, что я нарисовала», я описываю то, что вижу на картинке. Вместо того чтобы оценивать её работу. Часто она с энтузиазмом рассказывает, что там нарисовано, чтобы я не пропустила детали. Если дочь сделала это впервые и очень этому рада, то и я довольна ею: «Ты сделала это, и теперь ты знаешь, как это сделать».

Иногда ничего не говорю, я просто рядом. Ничего не говорю, если дочь расчёсывает волосы, радостно поёт или, как будто это самая естественная вещь в мире, одевается сама с головы до пят. Я ничего не говорю, если она не расчёсывает свои волосы, не поёт новую песню, или что-то идёт не так. Важно то, что ей нравится всё это делать и, прежде всего, гордиться собой.

Чтобы помочь ребёнку преуспеть, нужно способствовать его любви к тому, что он делает. И уделять меньше внимания тому, насколько он успешен. Другими словами, мы должны поощрять больше, судить меньше и всегда любить.

Автор текста и фото — Анна Йост
Источник: Eltern vom mars 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Может ли переделка игровой комнаты изменить детей

Опыт родителей

Как научить ребёнка поддерживать порядок

Опыт родителей

Как мой сын в 4 года помогал делать ремонт

Опыт родителей

Как привлечь ребёнка к разумному потреблению

Опыт родителей

От Монтессори-мамы до курсов для родителей

Опыт родителей

Как я обустроила дома Монтессори-среду