• Обложка книги до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Комната для детей разного возраста

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • Как выглядит электронная книга

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Раннее развитие: что теряет ребёнок

Раннее развитие: что теряет ребёнок

Под «ранним развитием» чаще всего понимают ускоренное интеллектуальное развитие малыша, используя некие скрытые возможности мозга при помощи разнообразных новых методик. Возможно это влияние своеобразной «компьютерной революции», произошедшей в нашей современной цивилизации? Но детей всё чаще стремятся «прокачать» всем и сразу, причём практически с самого рождения.

Своевременность каждого этапа развития

В результате ребёнок попадает в зону тотального сенсорно-эмоционально-интеллектуального стресса, он просто тонет во всё возрастающем количестве стимулов-впечатлений. Многие родители, поняв лозунг «после трёх уже поздно» слишком буквально, кладут все свои силы и возможности на то, чтобы предоставить ребёнку как можно больше возможностей для роста, покупая ему очередную развивающую игру с запредельным количеством функций. Тут тебе и цифры с буквами, и цвета с формами, и тактильные ощущения вперемешку со зрительными образами. Или ведут его в очередную развивашку-развивалку, где уже привычно обещают из всех детей наделать гениев, занимаясь одновременно по всем направлениям да ещё и всем подряд.

Соответствуют ли подобные подходы истинным потребностям ребёнка? Помогает ли такое богатое «впечатлительное» разнообразие в его задачах самопостроения собственной личности? Да, ребёнок обладает уникальным механизмом впитывающего разума, но он жизненно необходим, чтобы создать фундамент, базовую структуру личности. Если пользоваться всё тем же компьютерным языком, то ребёнок решает задачу загрузки системных файлов своей будущей операционной системы, а ему всё время пытаются напихать побольше всякого «полезного» контента.

В природе всё согласовано: торопя одни навыки, мы угнетаем другие. Природные законы развития не обмануть. И если внешняя среда настойчиво навязывает ребёнку умения раннего счёта и чтения, то эта задача может быть им решена, но обязательно за счёт какого-то иного, остро необходимого элемента.

Что попадёт под удар и будет вытеснено теми же ранними цифрами – буквами? Возможно, не столь яркие и заметные внешне, но от этого не ставшие менее нужными функции и навыки. Как в калейдоскопе впечатлений научиться концентрироваться на мелочах? А ведь ещё нужно ощутить себя независимой личностью, а не просто продолжением папы – мамы, осуществить тонкую настройку двигательного аппарата и скоординировать свои движения, взять под контроль свои эмоциональные импульсы, да просто самоосознать себя, запустить механизмы самостоятельного изучения мира и самого себя и многое-многое другое. Многим неискушённым наблюдателям может показаться, что маленький ребёнок как бы ничего не делает, но он делает – он ведёт напряжённую работу построения себя.

Для меня гораздо более привлекательными являются идеи не раннего, но своевременного развития и постепенного раскрытия заложенных в КАЖДОМ ребёнке потенциальных возможностей. Всему своё время, давайте просто предлагать своим детям подходящие обстоятельства, в которых он самостоятельно может выбрать лучшее приложение для своих внутренних ресурсов и сил.

Смещается фокус с потребностей развития на достижения

Иногда ожидания родителей от ребенка совсем не совпадают с его желаниями и интересами.

Гениальность – это высочайший природный дар, согласованное проявление таланта и работоспособности, дара, ума и сердца. Такое приложение высшего уровня способностей не наследуется от родителей, и воспитание детей не должно становится конкурентным пространством. Дети всегда несчастны, когда становятся средством реализации родительских амбиций.

Разумеется, с родителей берут пример, ведь именно они чаще всего представляют модели поведения детям. Самые близкие взрослые дарят нежность и заботу, имеют влияние на принятие решений, помогают с целеполаганием. Но, положа руку на сердце, возможности контроля свободного выбора детей без ущерба для их личности у родителей весьма ограничены. Поэтому успешность родителей не может и не должна измеряться достижениями детей.

Но как же часто процессы воспитания – образования в современном мире представляют собой весьма странную смесь завышенных ожиданий и огромного числа запретов, замешанных на родительских страхах.

От детей ждут успехов в спорте, зачастую на профессиональном уровне, и одновременно запрещают им забираться на деревья. Детей рано усаживают за фортепиано, навык игры на котором требует высочайшего уровня развития моторности, но при этом повседневные навыки одевания – переодевания уже не считаются необходимыми: родители скорее заменят шнурки на липучки, чтобы ребёнку сподручнее было ботиночки обувать. Школьников загружают информацией по дифференциалам – интегралам, они обязаны разбираться в хитросплетениях алгебры, но не всегда знают, как выбрать сливочное масло в магазине. Подростки всё большую часть времени проводят в выдуманной реальности компьютерных игр и сериалов, и всё меньше погружены в реальность отношений между людьми.

Так может стоит отбросить родительские амбиции и принять ребёнка таким, какой он есть. Признать, что он достаточно хорош уже по факту своего существования и полностью передать ответственность за собственную судьбу самому ребёнку.

Уверен, что это не только существенно улучшит качество родительско-детских отношений, но и реально позволит ребёнку достичь бОльших успехов. Нужно просто предоставить ему возможность быть самим собой. Всё равно мы любим своих детей вне зависимости от их успехов, – просто потому, что они есть.

Ну а родительские страхи? Что ж… нужно прекращать беспокоиться и просто начинать жить.

 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *