Чем опасно раннее развитие

Чем опасно раннее развитие

Помните, что случилось в сказке? Иван-царевич нашёл себе жену, которая каким-то непостижимым образом умела делать то, что не умели другие. Она лучше всех пекла хлеб, ткала ковры и даже исполнила светские обязанности жены царевича самым блестящим и загадочным образом, несмотря на то, что была заколдована и большую часть времени проводила в обличье лягушки.

Почему же царевич, у которого не было ни малейшего повода для недовольства, сжёг шкурку? Всё просто: он решил, что действия, смысл которых ему неизвестен (возвращение в образ лягушки), бессмысленные и лишние, и всем будет только лучше, если шкурку выкинуть. Стало не лучше, стало очень плохо, но в сказке ситуация счастливо разрешилась. А вот в жизни обычно такая самонадеянность приводит к непоправимым ошибкам разной степени тяжести.

При чём здесь дети и их развитие? В некотором роде они находятся в положении царевны-лягушки.

Что нового мы узнали о детях за последнее время

Долгое время человечество сильно заблуждалось, считая, что дети – те же взрослые, только поглупее и послабее. Дети проделывали удивительные вещи, но никто не понимал, насколько они сложны, пока взрослые не стали пытаться научить роботов тем же «обычным» вещам, которым дети обучаются в первые годы жизни: ходить, распознавать человеческую речь среди всего многообразия звуков; понимать, что именно мы видим; выучивать язык, а то и несколько, не зная никакого языка; понимать речь…

Оказалось, что это и многое другое – невероятно сложные задачи.

Почему ребёнку не нужно раннее развитие
Оказалось, что взрослые не могут так же быстро и полно выучивать другие языки так, как родной. Что превратиться из неловкого тоддлера (англ. toddle означает ковылять) в уверенно ходящего может практически любой ребёнок, а вот неловкий взрослый мало что может поделать со своей неуклюжестью

Оказалось, что впитывающий разум, свойства которого были замечены М. Монтессори, действительно существует в первые шесть лет жизни. Когда нейронные связи, закреплённые использованием, образуют устойчивые структуры, в то время как после шести мозг образует структуры меняющиеся. Очень многое в мозге ребёнка оказалось совсем иным по сравнению с устройством мозга взрослого (о котором мы тоже знаем ещё катастрофически мало).

Статья по теме: Впитывающий разум

В первые годы жизни ребёнок фантастически быстро и с кажущейся лёгкостью проделывает то, чему в филогенезе человечество училось десятки тысяч лет. Как царевна-лягушка, которая будто бы небрежно уронила объедки в рукав, а потом – рукой махнула, да и поплыли сказочные лебеди по озёрной глади в такт танцу. И хотя попытки невесток повторить её действия не привели их к тому же результату, Иван-царевич всё-таки не обращает внимания на кажущуюся простоту волшебства.

Нечто похожее произошло, когда стало расти понимание важности первых лет жизни: взрослые взялись помогать юным волшебникам наколдовать побольше, хотя было непонятно, каким образом совершается чудо этого молниеносного развития.

 Вы осваиваете филигранное управление сложнейше устроенным человеческим телом? Впитываете язык любой структуры, фонетики и грамматики? Закладываете основы всей личности? Прекрасно. Раз вы, дети, такие способные, давайте тогда мы научим вас ещё и писать, читать, решать уравнения, играть на скрипке и заучим энциклопедию Брокгауза и Ефрона наизусть – впитывающий разум всё впитает, главное, пораньше начать, после трёх-то уже поздно. Когда? А вот: ребёнок лежит без дела (бесцельно ковыряет песок, бесполезно мнёт пелёнку, лазит, бегает, шумит, топает).

Очень многие виды активности не воспринимались как активность вообще или казались взрослым такими же бесполезными, как лягушачья шкурка. И с самыми благими намерениями многих детей избавили от всего «ненужного».

Масштаб вреда стал ясен годы спустя. Дети, лишённые возможности двигаться достаточно, исследовать себя и мир, перегруженные занятиями, для которых они не созрели, вопреки ожиданиям взрослых вырастали не более талантливыми, а более нервозными, страдали расстройствами внимания и обучения, плохо справлялись с эмоциями, с трудом сотрудничали друг с другом. Слишком многие дети, родители которых вложили много сил и в изучение передовых методик развития, и в то, чтобы следовать им, не были счастливы, не были инициативны и самостоятельны.

Почему это произошло? Почему это продолжает происходить, когда педагоги жалуются, что дети становятся всё более «трудными», а учёные могут обоснованно, аргументированно показать, что многие мероприятия по «раннему развитию» не только не достигают конечной цели, но и вредны для гармоничного и полноценного развитию?

Причин такого бедственного положения вещей множество. Произошла коммерциализация детства, и многие вредные или чрезмерные вещи пропагандируются как безопасные или полезные, потому что это выгодно производителям товаров и услуг. Мультимедийные технологии так быстро вошли в нашу жизнь, что взрослые ещё не разобрались до конца, что это значит, и не могкт научить своих детей разумному и продуктивному обращению с ними…

Можно много рассуждать о происхождении проблемы, но родителям интересно не это. Родителю важно понять, как отделить зёрна от плевел, как не растеряться в море разношёрстных советов. Я не стану указывать конкретные методики как деструктивные, бесполезные и даже опасные. Я отмечу причины, по которым они бывают такими, и почему Монтессори-метод работает на благо ребёнка.

Полезность, придуманная взрослыми

Мы уже затронули эту проблему в нашем лирическом вступлении о царевне-лягушке. До сих пор не до конца понятно, как работает наша самообучающаяся, саморазвивающаяся нервная система, хотя за последние сто лет мы стали знать об этом гораздо больше.

Идея Марии Монтессори в том, что если у ребёнка есть страстное желание к какой-то деятельности, то это неспроста: за ним стоит какая-то потребность, и задача взрослого – дать возможность удовлетворить эту потребность развития.

Относительно многих задач детства мы можем сказать что-то осмысленное и подтверждённое полноценными научными данными, а не безосновательными предположениями о том, как всё устроено. Но опасно лишать малыша чего-то только потому, что мы не понимаем в точности, зачем он этого хочет и что это ему даёт.

Пример: ребёнок в диком восторге колотит ложкой по кастрюле.

  • Может быть, он «поймал» правильное движение, при котором у него получается хлёстко ударить по кастрюле, но не стукнуть себя при этом палочкой в лоб.
  • Может быть, он анализирует громкие звуки, учится воспринимать их, сравнивает с тишиной.
  • Может быть, собирает впечатления в копилку собственной ценности, впитывая ощущение того, что он может влиять на мир: захотел издать громкий звук – и сделал его.
  • Может быть, его заворожил необычный металлический тембр звука.
  • Может быть, он заметил во взрослом новую реакцию и хочет понять, что это и почему.
  • Может быть, вибрация кастрюли, передаваясь от коленей по костям в вестибулярный аппарат, упражняет его новым, недоступным ранее способом.

Стучать по кастрюле весело и полезно
Причины интереса к кастрюле могут быть самые разные. И ребёнок не расскажет нам о них. Но менее нужным и важным занятие от этого не станет

Это не значит, что нужно позволять ребёнку делать всё, что вздумается, делать так и тогда, как только пришло ему в голову. Но вы наблюдаете, мотаете на ус. И предлагаете не то, что кажется полезным вам (или маститому педагогу, пропагандирующему свои идеи), а приемлемые способ и место сделать то, что заинтересовало ребёнка. Не только ваши враги дарят малышу барабан. Или металлофон. Или маленького вибрирующего заводного жука. А может быть, вы, вообще, ковёр собирались выбивать и ребёнка с собой возьмёте.

Сама М. Монтессори именно на основе наблюдения за детьми сформулировала концепцию впитывающего разума на полвека раньше, чем нейрофизиологи смогли зафиксировать отличия в работе мозга ребёнка до шести лет. Наблюдайте за своими детьми. В целом полезное вызывает интерес и приводит к уравновешенно-приятному расположению духа.

Последнее отсекает, к примеру, телевизор и видеоигры: дети могут проявлять к ним большой интерес, но становятся всё более неуравновешенными, нервными, раздражительными, либо, напротив, заторможенными и пассивными. Существует большое количество научных данных о вреде и опасности, наносимым малышам экранами и транслируемым ими контентом, но невооружённым внимательным взглядом это заметно и без высокоточных исследований.

Результат, придуманный взрослыми

Наряду со многими социальными мифами существует образ умненького, воспитанного, развитого ребёночка. Родители хотят, чтобы у их детей было всё лучшее, и сами дети были бы лучшими. Вольно или невольно почти все включаются в специальную олимпиаду «у кого ребёнок ребёнистее». Перечень критериев оценки создаётся не то что без учёта реальных особенностей того или иного возраста, а вообще безо всякого плана и ответственности. Просто отличник – значит, молодец.

Сколько неврозов и сколиозов нажито в погоне за отметкой, которая даже не отражает знаний, применимых в реальной жизни, а только показывает умение отлично выполнять проверочные работы. Не очень понятно, как оценивать дошкольника и поэтому фактически начинают рассматривать, насколько рано он станет похож на отличника. Начинают зубрить буквы и цифры и экзаменовать ребёнка. Справился на отлично – молодец. Не справился – не молодец.

В обоих случаях ребёнок – в проигрыше: либо он делал то, что ему не нужно и не интересно (потому, что он ещё не готов к этому, и у него остались не решены другие задачи возраста, пока он делал то, что казалось полезным взрослому), либо… всё равно не решал задачи возраста, пока делал то, что казалось полезным взрослому, только ещё и «не молодец», потому что дрессировка не удалась, и буквы он так и не вызубрил.

Запоминание не равно пониманию. В раннем возрасте дети хорошо запоминают, но на взрослом лежит большая ответственность за то, что именно мы предложим им запомнить, смогут ли они использовать то, что они зазубрили, для того, чтобы думать, действовать и понимать.

Материал в классах Монтессори и образ действий педагогов в этих классах основаны на современных данных возрастной психологии, с одной стороны, и позволяют ребёнку приступать ко всякому занятию по мере внутренней готовности, с другой. Это позволяет обойти проблему навязывания ребёнку занятий, которые бесполезны потому, что преждевременны.

Ребёнок выбирает из потенциально полезного актуально полезное сам. Это гораздо эффективнее того, когда к нему «пристают» с развитием, заманивая и завлекая. Мы не можем угадать лучше, чем он сам. В то же время подготовленная среда эффективнее, чем «оставить в покое», потому что мы исключаем случайное, мешающее развитию, подбираем наиболее удобное и высокоинформативное. Используем возможности взрослого ума и мудрости для создания лучших условий.

В Монтессори-классе

Способ, навязанный взрослыми: недооценка важности сенсомоторного развития

Человеческое тело – механизм, устроенный сложнейшим образом. Для того, чтобы управлять им, интерпретировать информацию, которую нам дают органы чувств, требуется устройство ещё большей сложности. И малыш в прямом смысле отращивает нервную систему для того, чтобы овладеть своим развивающимся телом. Многие взрослые как-то упускают из виду, что думаем мы тем же самым мозгом, которым управляем движениями и понимаем ощущения. Эта работа так привычна, так автоматизирована, что мы недооцениваем, как она велика, сложна и многообразна, и что она является фундаментом, на котором строится всё остальное.

Изучать улиток важно для малыша
Кроме того, прыгающий на одной ножке или поющий, или качающийся на качелях, или разглядывающий букашку, или месящий глину, а то и грязь, ребёнок не похож на профессора. И не очень-то удобен

Дети – цветы жизни, но очень громкие и растущие всё время где-нибудь в неожиданном и не подходящем, а то и опасном для цветов месте. Это только моё предположение, но, думаю, большинству родителей приятнее верить тому, кто предложит усадить ребёнка в красивом светлом уголке за вышивание (или просмотр развивающей телепередачи; перебирание карточек; выполнение заданий в развивающих альбомах; напрасно вы думаете, что это для двухлетки полезнее, чем вышивание), чем тому, кто предложит качели, барабан или позволит малышу час провозиться с самостоятельным одеванием.

В этом смысле Монтессори-класс – прекрасное место:

  • Там собрано множество активностей, которые так похожи на вожделенное «нельзя», но продуманы взрослыми так, чтобы они были безопасны и приемлемы. Это и многообразные манипуляции с водой, краской и глиной; и музыкальные инструменты, и кулинария, и многое другое.
  • У Монтессори-гида есть возможность позволить ребёнку потратить много времени на самостоятельные действия. После того, как ребёнок пришёл в класс, ему некуда спешить, и он может долго, неуклюже, ошибаясь, но сам делать множество вещей и научиться делать ловко, быстро, без ошибок.
  • В Монтессори-классе множество моментов для сенсомоторного развития естественным образом вплетены в алгоритмы упражнений. Ребёнок развивает себя в этом направлении не только тогда, когда занимается в спортивном уголке, но и в ходе многих тихих, сосредоточенных, требующих внимания занятиях, с физическими упражнениями прямо никак не связанными, что даёт необходимый опыт растущему и самонастраивающемуся мозгу.

Субъект развития: акцент на инициативу родителя

Большинство методик раннего развития подразумевают, что взрослый как-то ребёнка развлекает и занимает. Родитель в этот момент себя справедливо ощущает активным и инициативным, а потому понимает, что он нелениво и со знанием дела (методика же!) исполняет свой родительский долг. Красиво? С точки зрения родителя – может быть, и да, хотя, в конечном счёте, он почти всегда оказывается перегружен. Беда в том, что ребёнок при этом попадает в положение объекта, потребителя, зрителя.

Ребёнок не учится даже тому, чтобы оставаться наедине с самим собой, не говоря уже о том, чтобы быть активным, самостоятельным, ответственным, инициативным. Более того, эти качества, скорее всего, подавляются, когда ребёнок проявляет активность, направленную не на то, чем его занимает взрослый сейчас; стремится уползти и заняться чем-то другим; проявляет инициативу и самостоятельно начинает манипулировать развивающими пособиями по своему усмотрению; делает что-то опасное, а родитель подхватывает малыша раньше, чем тот успевает понять, что сделал что-то не то.

Для того, чтобы научиться быть самостоятельным, надо быть им. Для того, чтобы научиться, нужно учиться, а не быть учимым. Этот аспект – слабое место большинства подходов к развитию и воспитанию.

Самостоятельный малыш

Акцент на когнитивном развитии в ущерб созиданию личности

К сожалению, немногие родители, особенно родители детей раннего возраста, беспокоятся о том, каким вырастет их ребёнок: добрым / заботливым / великодушным / стойким / уверенным в себе / инициативным / ответственным / щедрым / отзывчивым / умеющим работать в команде / лидером / будет ли их он счастливым взрослым, и каково ему прямо сейчас?

Все методики раннего развития – не про воспитание, а про обучение. Хотя талантливые учителя понимают, что обучения недостаточно даже в школе, специализирующейся на обучении. Мы можем найти великолепные размышления на эту тему у Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, Я. Корчака, Ш. А. Амонашвили. Между тем, основы личности закладываются до трёх лет, когда неактуальны большинство приёмов нравственного развития, предлагаемые педагогами, работавшими с детьми старшего возраста. Личность ребёнка до трёх лет развивается через то, как организована его жизнь, каковы его возможности действовать, примеры какого поведения он видит и копирует, на основе того, какую обратную связь он получает от взрослых.

То, что полезно для развития ребёнка, особенно маленького, не всегда выглядит нарядно. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Не так давно я читала ответ руководителя Монтессори-школы на чьи-то упрёки. Она писала о том, что для малыша важно уважение. Уважение к его усилиям, когда он надевал штаны, трудился, старался и надел, хоть и наизнанку. Мы радуемся его победе, а не обесцениваем её переделыванием его работы. Уважение взрослого к ребёнку, который отказывается сморкаться. Мы не пытаемся вытереть ему нос насильно, это унизительно не только для взрослого, в отношении которого мы бы не позволили подобного.

Представили, да? Сопливый бутуз в штанах наизнанку снаружи и самостоятельный, исполненный достоинства и самоуважения, гордый своим достижением внутри. А можно его вытереть, переодеть и лет через пятнадцать жаловаться, что он всё делает из-под палки, хотя его всё детство протаскали по развивашкам. Нужны большие мудрость и мужество, чтобы предпочесть первое.

Разновозрастные группы Монтессори развивают не только социальные навыки, но и духовные качества, которые способствуют сотрудничеству, а позитивный опыт взаимодействия помогает сохранить и развить врождённую потребность в общении и совместных действиях; сконцентрированная работа над материалом развивает волю, умение доводить до конца начатое, планировать и следовать плану. В разновозрастной группе почти сразу ребёнок оказывается не только маленьким по сравнению со взрослыми, но и старшим по сравнению с младшими или не умеющими то, что уже умеет он, детьми. Это важное чувство взрослости.

Огромное значение придаётся уважительному отношению ко всем людям, дети ли они или взрослые. Достигая успеха во всех своих нехитрых начинаниях, малыши утверждаются в уверенности в своих силах, приучаются оптимистически смотреть на проблемы как на задачу, на посильный вызов.

Миссию своего метода сама Монтессори видела не в том, чтобы воспитывать более умных, а в том, чтобы воспитывать более счастливых и состоявшихся людей, ориентированных на созидание. Именно гармоничное духовное развитие в оптимальной среде является целью педагогики, и Монтессори-метод имеет серьёзные наработки на этом поприще. Теперь подходим к следующему моменту.

Методика, придуманная взрослым без серьёзного научного обоснования или на базе единичного исследования

Распространённый миф о пользе музыки Моцарта имеет источником исследование, показавшее положительное влияние на удой у фермерских коров, которым включали записи Моцарта. Многие развивающие методики основаны на ничем не подтверждённых соображениях о возможной пользе или раздувают выводы из единичного исследования.

Саму Монтессори часто обвиняют в том, что она, якобы, перенесла методические наработки для обучения умственно-отсталых детей на всех детей земли. Это один из распространённых мифов о Монтессори-педагогике. Между тем Мария Монтессори проделала при жизни большую работу по построению научной педагогики, и процесс не прекращается поныне, продолжаемый Монтессори-педагогами во всём мире. Метод идёт рука об руку с психологией развития, возрастной и когнитивной психологией, медициной и нейрофизиологией. Далеко не каждый подход к развитию может похвастать мощной научной базой и быть при этом честным.

Подводя итог, я хочу призвать родителей быть разумными и внимательными в выборе развивающих методик для малышей. Не забывайте, что дети, подобно цветам, нуждаются в питательной среде, но поторопить распускающийся бутон можно, только дорого за это заплатив. Если вы будете чрезмерно стимулировать растение – оно рано или поздно перейдёт в состояние истощения или даже погибнет; вы можете получить неестественно крупные цветы только за счёт хилости самого растения; если вы будете ковыряться в бутоне, надеясь раскрыть его пораньше, всё что вы получите – изуродованный цветок с повреждёнными в младенчестве лепестками.

Здоровое растение можно получить, только дав цветку всё необходимое, включая время, которое потребуется ему, чтобы вырасти и окрепнуть. Дети устроены сложнее цветов. Так что для того, чтобы создать им оптимальную среду развития, нужно многое знать. Тут нет простых и коротких рецептов, и нет рецепта, который заменил бы собой то время и опыт, которые нужны ребёнку, чтобы самостоятельно приобрести самого себя более взрослого.

Метод Монтессори предлагает взрослому научно обоснованный, системный способ создать наилучшие условия для развития каждого малышу во всей его неповторимости. Это не просто свод хороших советов, проверенных временем.

Метод Монтессори – это общие принципы на базе проверенной практикой теории, понимая которые, родитель учится решать любую воспитательную задачу оптимально для своего ребёнка. В предельно благоприятных условиях он не встречает препятствий, выстроенных ошибочными действиями взрослого или своей неосведомлённостью и незавершённостью роста. В таком случае он приобретает грани личности, знания, умения и полезные привычки так рано и так полно, как это возможно естественным именно для него образом. Монтессори-метод – это, если можно так выразиться, способ сделать развитие максимально своевременным, всесторонним и приносящим пользу самому ребёнку.

Фото Ольги Горевой и из нашего Монтессори-центр «Отрада»

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов.

Посмотреть курсы
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться