Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Развитие ребёнка после 3 лет дома: история Елизаветы и Юли
Содержание
Окружающий мир и культура
Суть метода Монтессори я уже понимала, но моя девочка подросла, и на некоторые новые потребности я просто не знаю, что предложить. Моих знаний стало не хватать, поэтому я прошла курс «Развитие и воспитание ребёнка с 3 до 6 лет». Ниже покажу, что успела сделать во время обучения. Остальные занятия для дома буду доделывать по мере возникновения новых точек интереса ребёнка.
Раньше я давала дочери информацию хаотично, но на курсе узнала структуру знакомства с окружающим миром. Что нужно материализовать все идеи, чтобы была возможность взаимодействовать с объектами. Что ребёнка после 3 лет нужно вести от простого к сложному и от общего к частному.
Теперь мы с дочерью подолгу беседуем, наблюдаем и исследуем, чтобы она могла на собственном опыте познакомиться с физикой, астрономией, биологией и географией:
- Наблюдаем за луной, и моя девочка всегда первая замечает звёзды на небе.
- Утром при пробуждении выглядываем в окно и обсуждаем, какая сегодня погода.
- Проводим опыты по ботанике. Однажды я делала материал по математике, взяла 3 шишки, а из них посыпались семечки. Рассмотрели вместе, увидели, что у них лопасти, как у вертолёта. Обсудили, что они помогают семечкам летать по ветру, и от этого растёт лес. Это стало поводом к изучению темы, зачем вообще нужны семена деревьям.
- На примере засохшей розы разглядели где стебелёк, листики, шипы, а где корешки. Выдернули её, а в горшочек посадили семена ели, и теперь ждём саженцы. Сделаю табличку, в ней напишу дни и будем ставить прочерк, если ничего не вырастет или галочку, если появятся росточки.
А это идеи занятий для знакомства дошкольника с географией: по глобусу изучаем сушу и воду; по карте мира изучаем континенты и биомы (лес, море, пустыня, горы); с помощью карточек — национальную одежду, животных и традиции разных стран.
На карте мира пыталась объяснить, что планету можно представить и плоской, но это ещё сложно для ребёнка чуть старше 3 лет. Сейчас готовлю рассказ о континентах на карточках
У нас есть прекрасные книги про деревья и птиц (там даже можно послушать пение этих птиц). Если я сама беру эти книги и читаю, Юля присоединяется, а сама с полок не берёт. Хорошо, что она так явно демонстрирует отсутствие точки интереса — это помогает мне подобрать другие занятия для развития дома.
Недавно купила в музее книгу про Марка Шагала. Планирую провести презентацию карточек с репродукциями, чтобы начать знакомить ребёнка с историей искусств и прививать вкус.
Развитие речи
Книг дома очень много, мой ребёнок любит читать. Хорошо запоминает стихи и даже сама придумывает рифмы. Потешки приносит из сада, поэтому в этом плане я позволяю себе расслабиться, а вот звуковые игры и стихи беру на себя.
Наша книжная полка
Большой вклад в развитие речи привносит музыка. Именно в этом возрасте дети могут начинать учиться нотной грамоте, но через впечатления, а не логику. Например, отстукивать ритм мелодий, петь потешки, танцевать. Мы вместе слушаем музыку позитивного настроя, так как важны именно эмоции. После экспрессивного произведения у нас всегда идёт успокаивающее.
Юля очень хорошо запоминает слова и мелодии песен, здорово поёт. Правда, понимает не все слова в песнях, поэтому прочитываю ей тексты отдельно. Сейчас часто слушаем и поём песни из советских и современных мультфильмов.
Идей занятий для развития речи ребёнка 3–4 лет, которые я практикую дома:
- Когда вечером забираем Юлю из садика, по дороге домой всегда делимся новостями.
- Рассказываем друг другу истории и обсуждаем их. Перед сном всегда обсуждаем, как прошёл день в виде истории.
- Когда строим планы на выходные, это всегда происходит в виде диалога. Высказываются все члены семьи, задают вопросы. Потом на основе этих мнений принимается решение.
- Рассказывает сказки с разными сюжетами. Иногда устраиваем театр теней.
- Играем в парке в ориентационную игру: кто быстрее прибежит к сосне, берёзе, лиственнице, ели или тополю. Чтобы её усложнить, я говорила: «Кто быстрее прибежит к дереву, название которого начинается на „б“».
- Поняла, что сейчас самый момент вводить звуковые игры после того, как дочка произнесла по звукам У-ЛИ-Т-КА. Придумали такую игру: в коробочку я положила разные предметы, а она действительно правильно угадывала первый звук.
Чувствую, что дочери уже нужны карточки на сравнение, если говорим о фруктах, овощах, диких и домашних животных, формах. Многие слова она знает из маленьких книжек «кто живёт в лесу», «в саду и огороде»
Для развития логики используем пазлы
И я вижу результаты, как развивается мышление ребёнка: у Юли есть своё мнение, она умеет его высказывать и отстаивать, принимать точку зрения другого человека к сведению. Может слушать, делает замечания, если перебивают.
Когда эксперты рассказывали про естественный интерес к письму, мне показалось, что я уже упустила момент. Но однажды мы раскрашивали, и по окончании работы она впервые подписала её буквой «Ю». Чем вдохновила меня на создание среды.
Готовлю сейчас шершавый алфавит: уже скачала шаблон, подобрала бумагу и картон. Заказала материалы для подвижного алфавита и повесила на холодильник грифельную доску. Будем ловить момент и далее развивать речь.
Математика
Моя дочь понимает количество, знает цифры. Мы считаем яблоки в магазине, количество людей в семье и дней в неделе. Я подготовила материалы на сопоставление количества и символов, в планах продолжать занятия и дальше — я вижу, что ребёнок делает это с удовольствием.
Ещё у бабушки есть цифры и круглешки на магнитах. Недавно приезжали к ним в гости, я прикрепила цифры на холодильник: к цифре 1 — один круглешок, к цифре 2 — два круглешка. Оставшиеся сложила в мисочку, а Юля сама их крепила к цифрам.
По пазлу-часам ребёнок научился считать и понимать, что цифрами можно выразить количество и порядок. В гостиной висят часы со стрелками, а напротив них — электронные с цифрами. Уже ходит сопоставлять значения, но пока безошибочно получается только 12
С помощью этого набора изучаем численное значение цифр. Рядом с каждым числом выкладывают количество предметов
Сенсорика
Радует, когда я попадаю в точку интереса, и ребёнок надолго увлекается, что-то пробует. Так недавно я заметила у неё тягу к конструированию, и мы приобрели магнитный конструктор. Строила весь день, не могли оторвать.
Очень полезны в возрасте от 3 лет развивающие занятия с сенсорными материалами. Они влияют на мелкую моторику, косвенно подготавливают к письму и математике, а также к геометрии и творчеству. Я сделала несколько наборов своими руками.
Шумовые цилиндры. Сделала звуковые бутылочки из упаковок от Имунеле — просто насыпала в них фасоль, гречку и манку. Лучше брать разные по размеру крупы.
Таинственный мешочек. Нужно положить в непрозрачный мешочек разные по форме или текстуре предметы. Чем ребёнок старше, тем меньше на ощупь они должны отличаться. Чтобы усложнить игру, можно добавить второй мешочек, с таким же содержимым. Попросить находить одни и те же предметы разными руками.
Парные цветовые карточки. Игра-упражнение на знание цветов и всех оттенков. Начинается с трёх основных цветов и постепенно усложняется до семи оттенков каждого цвета: от самого яркого к самому бледному. Хочу взять карточки в магазине красок, чтобы выстраивать в них цвета в ряд.
Ещё мы расставляем фиксиков из шоколадных яиц по высоте. Или на прогулках в лесу ищем толстые и тонкие стволы.
У нас в квартире 2 комнаты: кухня-гостиная и спальня. В гостиной стоит отдельный детский стеллаж и полка для книг. Материалы периодически меняю, поэтому это когда-то зона творчества, когда-то зона музыки, сенсорики, но набор для ухода за растениями и кувшин с водой всегда на своих местах. Рядом организовано рабочее место из стола со стулом и полки для книг.
Домашние дела
Удивительно, насколько детям нравится заниматься домашними делами самостоятельно. Дома перемыты столы и стулья, стирку без ребёнка не устроить, а мытьё овощей и посуды — только в раковине на башне помощника.
Ещё удивительней, какой вклад в развитие ребёнка 3–4 лет вносят обычные дела по дому:
- ребёнок овладевает конкретным бытовым навыкам;
- учится добиваться результата;
- ощущает удовлетворение и успех, уверенность в своих силах;
- учится концентрироваться;
- утончает движения;
- чувствует независимость и самостоятельность;
- формирует волю через выбор;
- осваивает внутренние алгоритмы деятельности;
- формирует первичную бытовую логику, которая потом ложится в основу любой другой логики;
- готовится база для более глубокого познания письма, творчества, чтения и математики;
- ощущает границы своих возможностей;
- формируется самоконтроль и снижается уровень агрессии.
Отдельной большой задачей было обустроить под это домашнее пространство, чтобы было безопасно и удобно. Поначалу была фрустрация: где разместить. Потом пришло вдохновение и началось расхламление — ненужное продано или выкинуто, а нужному нашлось место. Стало уютнее.
Много чего ещё предстоит сделать, но я уже вижу плоды и осознаю важность включения дочери в свою жизнь.
Мы часто готовим вместе разные блюда.
Каши в мультиварке. Я ставлю отмеренное количество крупы, соли, сахара, молока, а Юля смешивает и включает прибор.
Салаты. Сама моет овощи, учится чистить, режет и волнистым, и острым ножом, яблокорезкой. Перемешивает, добавляет соусы, специи.
Выпечку — блинчики, оладушки, сырники, кексы, пироги, пиццы. Замешивает тесто, раскатывает, раскладывает по формочкам или вырезает фигурки, кладёт начинку. А выпекаю или жарю я.
Мясные блюда. Отбивает мясо и посыпает специями.
Когда готовим, смотрим видео на Ютубе и делаем поэтапно. Хочу попробовать зарисовать вместе рецепт, и чтобы она потом по нему готовила.
На кухне у ребёнка есть собственная этажерка. На ней расположены: посуда, столовые приборы, досочки, ножи, тёрки для приготовления пищи, набор для мытья овощей и фруктов. Слева висит фартук, а справа — совок и щёточка, чтобы смести крошки со стола.
Сделала несколько наборов, чтобы ребёнку было удобнее осваивать новые навыки.
Полировка. Сначала я предложила отполировать деревянного слона. Юля пока не дополировала всего слоника ни разу не отвлеклась, настолько была сосредоточена. Потом я заменила слона на деревянную миску.
Уход за растениями. Я спустила единственный имеющийся цветок пониже, так, чтобы дочь могла проверить, пора ли за ним ухаживать. Сухие листочки обрезаю сама, а ей нравится поливать и протирать здоровые. Но главный «гвоздь» набора — лейка.
Аранжировка цветов. В один из дней на прогулке мы нарвали цветы и травинки, собрали осенние листья и сделали букет с помощью уже имеющихся мисок, ножниц и кувшина.
Глажка. Расположила всё необходимое в кладовке, сделали полку на удобном для ребёнка уровне.
Мытьё пола и подметание мусора, подметание пыли. Тоже разместила нужные инструменты в кладовке.
Мытьё посуды. Если готовим вместе, то и моем вместе под краном. Для этого купила щётку для мытья посуды и маленький диспенсер, детское средство для мытья посуды.
Мне самой хочется ухаживать за средой этими материалами, настолько красиво получилось. Поняла, как важны детали и натуральные материалы. Я бы никогда не подумала, что буду заниматься декупажем и получать удовольствие от процесса.
Уход за собой
Гигиена. Для удобного доступа к раковине поставили табурет и повесили удлинитель крана. Полотенце, туалетная бумага, тазик для грязной одежды — всё на уровне ребёнка. Пользуется уже взрослым диспенсером для мыла: одной рукой нажимает, вторую ладошку подставляет к отверстию, из которого капает мыло.
Во время обучения я реорганизовала хранение:
- разложила расчёски, резинки, бусы, браслеты и заколки по разным корзинам;
- добавила принадлежности для чистки зубов;
- повесили с мужем зеркало пониже.
Теперь если дома тишина — мы понимаем, что ребёнок в ванной.
Самостоятельное одевание. Я сама очень люблю порядок и приучаю к этому ребёнка. Свои вещи дочь убирает на место, иногда приходится напоминать или делать вместе. Видно, что её самостоятельность и самоуверенность напрямую связана с тем, что нужные вещи всегда в доступе.
В прихожей я повесила крючки для верхней одежды и рюкзака. Напротив на полках в шкафу поставила корзинку с шапками и варежками. Под ней хранятся уличные игрушки и ведро с губкой и тряпочкой для мытья обуви. У входа расположена этажерка с обувью по погоде, остальная хранится в тумбочке, как и у нас.
Зоны гардероба и прихожей я организовала ещё на курсе для детей до 3 лет, сейчас только внесла небольшие изменения, чтобы дочке стало ещё удобнее. Например, добавила табуретку Труген от Икеа. Одеваться на ней явно лучше, чем просто на полу или на взрослом диване, где ноги до пола не достают. Правда, теперь дочь использует её и как лестницу для восхождения на диван.
Детская одежда хранится на вешалках и в комоде. Постаралась разместить так, чтобы вещи были максимально на виду. В комоде разделено на секции, чтобы было удобно поддерживать порядок.
Результаты нашего развития дома
Для меня рождение Юли стало точкой, с которой начался личностный рост. Ведь если мы хотим чему-то научить детей, надо уметь делать это самому. Лучше бы научиться этому заранее, но иногда приходится действовать здесь и сейчас. И я очень благодарна создателям и экспертам курса за возможность увидеть эту жизнь иной.
Так как я уже проходила обучение от развитии до 3 лет, то уже осознавала важность развивающей среды дома, примера взрослых и «окон возможностей». И вижу результат — как гармонично развивается Юля, что это действительно личность в свои три с небольшим. С ней можно выстроить диалог, она очень интересна и многогранна.
Материнство для меня — это не только и не столько накормить, уложить. Это открыть мир человеку, который пришёл ко мне. И открывая его ребёнку, я сама узнаю много нового. Не столько про какие-то явления, сколько про основы жизни и отношений, которые мы в потоке и скорости своей жизни забываем.
Кратко мои результаты можно описать так:
- Я стала более включённым взрослым: больше наблюдаю за дочкой, чтобы предложить именно те развивающие занятия, к которым у неё интерес. Увидела зоны ближайшего развития, буду добавлять материалы и занятия.
- Заметила плоды прошлых трудов: у Юли прекрасно с волей и послушанием. Речь не о беспрекословности, а о прислушивании к правилам. И при этом сохраняется свобода выбора.
- Улучшила уже имеющиеся зоны в квартире, которые не сделала на прошлом курсе.
- Поняла, что эстетическая привлекательность учебных материалов — это 50% успеха.
- Сейчас я могу отделить себя от неё детской истерики и действительно сконтейнировать. Конечно, не каждый раз и мне есть куда стремиться, но я знаю направление этого движения.
- Учусь замечать триггеры, проговаривать эмоции, проживать их социально-приемлемым способом, давать себе посильную нагрузку.
- У меня стали иными критерии счастья. Моя жизнь стала другой, более осознанной, и я чувствую спокойствие, умиротворение, радость и благодарность.
Когда меняется взгляд на развитие ребёнка после 3 лет, то и дома воцаряется совершенно другая атмосфера.
Текст и фото Елизаветы Сторожевой, выпускницы
онлайн-курса «Развитие ребёнка дома с 3 до 6 лет»
Редактор Любовь Пилипчук
P.S. Через два года после написания этой статьи мы снова пришли в гости к Елизавете и спросили, как за это время изменилась их дочка, её развивающая среда и как выглядит детская после появления второго ребёнка и прохождения курса «
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов