Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Что делать, если малыш не просится на горшок
У редакции «Монтессори.Дети» спросили: «Ребёнок до сих пор не просится в туалет. У бабушек, если напомнить, может пойти на унитаз с помощью взрослого, но ради того, чтобы потом нажать на слив. Если не напомнить – делает дела в штаны. Объясняли, что надо ходить на горшок, сажали на него игрушки. Собственные примеры приводили. Ничего. Когда спрашиваю: „Будем писать в горшок или штаны?“ или„Сходим сейчас или потом?“, сын отвечает: „В штаны“ или „Потом“. В итоге, добровольно не пойдёт. Только после слов „После еды надо пописать“ за ручку удаётся привести к горшку, и то не всегда. Как научить ребёнка самому проситься на горшок? Штаны он сам не может пока снимать — слабые ручки вследствие тотального акушерского паралича».
На вопрос отвечает детский психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова.
Переформулируем задачу
Разумеется, вам хочется, чтобы ребёнок просился в туалет. Но важно понимать, что хочется этого вам. А чтобы проситься, этого должно хотеться ему.
Довольно рано у детей приходит момент, когда просить высадить на горшок может быть неприятно для растущего самолюбия. Значит, в первую очередь я бы переформулировала задачу в «как сделать, чтобы ребёнок сам пользовался туалетом (горшком)».
Для этого именно малышу должно стать удобнее дойти до туалета, чем намочить штаны, сначала ходить мокрым, потом снимать промокшее, затем убирать это в стирку и надевать чистую одежду. То, что малыш не может одеваться сам, означает, что это одна из задач, которая тоже им ещё не решена. Поэтому каждая оказия с неиспользованием туалета — прекрасная возможность потренировать самостоятельное одевание.
Помогаем ребёнку научиться самостоятельно одеваться
Одежда должна быть удобной для снимания-надевания самим ребёнком. Боди, комбинезоны, штаны на лямках, кофты с застёжками на спине или вороте — большое количество детской одежды устроено так, что самостоятельно надеть её сложно даже взрослому.
Но и та одежда, которая формально пригодна для самостоятельного надевания, часто бывает трудна для малышей: брюки с пуговицей гораздо сложнее снять и надеть, чем штаны на резинке; колготки – труднее, чем штаны и носки; тканая одежда менее податлива, чем тянущаяся трикотажная; узкая или слишком широкая хуже умеренно просторной одежды по размеру.
В период приучения к горшку, когда малыш часто меняет штаны, нет необходимости в трусах, если сами штаны сшиты из материала, который не натирает. А надеть и снять один слой одежды гораздо легче, чем несколько. Всё это полезно учесть, подбирая гардероб малыша, если мы хотим, чтобы он начал одеваться сам как можно раньше.
Показываем, как удобнее. Малыш учится переодеваться самостоятельно, когда мы сами, переодевая его, показываем такой способ сделать это, который возможно скопировать и проделать самому. Например, если вы сдёргиваете футболку, попросив ребёнка вытянуть руки вверх, то повторить эту процедуру сам ребёнок не может. Если же вы помогаете высвободить руки и затем снимаете майку с головы, то малыш постепенно учится снимать её сам. Обдумайте свои действия по надеванию-сниманию каждого элемента одежды с точки зрения того, сможет ли ребёнок перенять этот опыт.
У ребёнка должен быть доступ к небольшому выбору сменной одежды и грязному белью. Так он сможет самостоятельно убрать испачканную одежду, взять чистую и расположиться в удобном месте для переодевания.
Делаем удобный доступ
У ребёнка должен быть удобный доступ к горшку или туалету. Напоминайте ребёнку о необходимости сходить в туалет, но не настаиваете категорично, давая возможность малышу самому оценить обстановку и принять решение. Даже если вам очевидно, что это решение приведёт к испачканной одежде.
Наша задача, чтобы это стало очевидно малышу на основе его личного опыта. Если у ребёнка есть дополнительные точки интереса в связи с походом в туалет, как, например, интерес к сливу смывного бачка, это хороший дополнительный стимул. Но изобретать специально развлечения в туалете не стоит: это будет отвлекать от идеи того, что возможность своевременно использовать туалет прекрасна и полезна сама по себе.
Набираемся терпения
Надо понимать, что даже при соблюдении всех благоприятных условий, дети поначалу очень несовершенны в своих движениях и недалёки в своём понимании ситуации. Для малышей обычное дело долго переодеваться, потом пойти мыть руки и, услышав журчание воды, «зажурчать» самим. Сначала это даже интересно – без конца переодеваться. Но рано или поздно это надоедает и побуждает пользоваться горшком или унитазом даже тех детей, которых не раздражала мокрая одежда. Причём вам лучше настроить себя на «поздно», чтобы не подрывать запас терпения ожиданием скорейшего успеха.
Поддерживайте малыша и радуйтесь его успехам при любом исходе: если он успешно прибегнул к горшку – тому, что сходил на горшок; если он пошёл переодеваться, испачкав штаны, – тому, что он проявил самостоятельность, сам исправляет свои ошибки и тому, насколько лучше у него получилось переодеться, чем в прошлый раз.
Если вы транслируете эту положительную окраску каждому исходу, ребёнок сможет сам чувствовать гордость своими успехами. Если вы будете злорадствовать или сердиться: «Я же говорила, что надо было сходить в туалет», «Ага, опять тебе придётся возиться с грязной одеждой и одеванием», то и ребёнок не будет радоваться и стремиться учиться одеваться самостоятельно, и чувства по поводу всей этой канители вокруг горшка и одевания у него будут только отрицательные, что не будет его вдохновлять на дальнейшее самосовершенствование в этих сферах самообслуживания.
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов