• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

БЕСПЛАТНЫЙ ЭФИР
как развивать ребёнка с 0 до 5 лет

Что делать, если ребёнок постоянно ноет и капризничает

Что делать, если ребёнок постоянно ноет и капризничает
Капризы и бесконечное нытье детей очень сильно сажают родительскую батарейку. Родители уверены, что делают всё для комфорта и удовольствия малыша: кормят завтраком, обедом и ужином, вовремя меняют трусики, покупают разные игрушки и книжки, какие только ребёнок захочет. Но капризы не прекращаются, малыш продолжает истерить и протестовать по любому поводу. На самом деле, причины есть всегда, просто они могут быть не очевидны для родителей. 

Так почему дети ноют и постоянно капризничают, и что делать взрослым, чтобы наладить гармоничные отношения со своим ребёнком и получать удовольствие от родительства?

Качественное время с ребёнком

Вероятная причина нытья по пустякам, бесконечного «маааам» и капризов — недостаточное количество времени, которое вы проводите вместе с ребёнком. 

Возможно, малышу не хватает именно качественного времени с родителем, которое необходимо для формирования здоровой привязанности. Поэтому ребёнок не может находиться без вас, ноет и постоянно капризничает. Выделяйте от 30 минут в день для разговоров с малышом или совместных занятий. Играйте, читайте, обнимайтесь, не отвлекаясь на гаджеты и другие дела. 

Бывает так, что у мамы так много домашних дел и забот, что даже получаса не получается найти. А малыш стоит и ноет рядом, пока вы, например, готовите. В таком случае пригласите малыша присоединиться: помочь помыть овощи или замешать блинчики. А вы тем временем можете поговорить с ним о его кулинарных предпочтениях. Так вы тоже сможете удовлетворить потребность ребёнка в вашем внимании.

Потребности ребёнка

Дети растут и развиваются каждый день, поэтому их потребности очень быстро меняются: потребность в подходящем режиме дня, в физической активности, в самостоятельности во время еды или в уходе за собой, потребность в выборе одежды или в выборе чашки, из которой ребёнок будет пить. 

Чтобы замечать изменения, необходимо объективно и качественно наблюдать за своим ребёнком. Если мы не наблюдаем и не осознаем потребностей малыша, накапливается непонимание, которое приводит к проблемам в наших отношениях с ним.

Наблюдая за ребёнком, вы можете увидеть проявления движущих сил развития, и лучше понимать, когда и какие занятия лучше ему предложить. Это поможет направить энергию, которую малыш сейчас постоянно тратит на истерики и капризы, в положительное русло.

На основе выводов из наблюдения вы сможете изменить домашнюю развивающую среду, приобрести необходимые игрушки или изменить режим дня, — и нытьё прекратиться.

Примеры наблюдения и изменений среды

  1. Если во время наблюдения вы заметили, что ребёнок подолгу бегает практически без остановок, при этом преодолевает препятствия и получает от этого удовольствие, — у него сейчас сензитивный период движения.Возможно, вы запрещаете ребёнку бегать по квартире. И это понятно, — он может удариться об острые углы, поскользнуться или наступить на домашних животных. Но запреты вызывают протест, слёзы и истерику, но этого можно избежать. Что делать?Помогите ребёнку удовлетворить его потребность в физической активности, обустроив безопасный спортивный уголок. На улице во время прогулки позволяйте ему как можно чаще передвигаться самостоятельно, без коляски и играть на детской спортплощадке, которая соответствует возрасту малыша.
  2. Частый случай, когда ребёнок всё время подбирает мелкий мусор с ковра, рассматривает его, тащит в рот или приносит к вам, а запреты только заставляют его капризничать. Это говорит о том, что малыш готов активно развивать мелкую моторику рук, а ваша задача теперь — предложить актуальные занятия. Например, лепку из пластилина или солёного теста, разные виды шнуровок, рисование пальчиками.
  3. Если ребёнок размазывает еду по щекам, то он делает это не назло. На самом деле ему очень интересны разные тактильные ощущения, он хочет ощупывать, трогать и ощущать. В этот момент малышу очень понравятся занятия с тактильным планшетом Монтессори, рассматривание книг с тактильными вставками, игры с песком.

Развивающее пространство в доме

В какой-то момент ребёнок уже может подумать о ближайшим будущем, но ещё не может сообщить об этом другим. И это ребёнка бесит, а со стороны кажется, что его поведение немотивированно.

Например, ребёнок захотел пить и тут же представил, как он придёт на кухню, залезет на стул и попьёт из жёлтой чашки. Когда ребёнок и правда пришел на кухню, то всё произошло иначе: мама дала ему попить из синей чашки, а малыш ещё не залез на стул.

И, разочарованный, он отталкивает чашку, ноет или рыдает. С точки зрения матери — это пустяк и немотивированный каприз: попросил пить, и тут же чуть ли не в тебя эту воду швыряет. С точки зрения ребёнка — невыразимая тоска по упущенной возможности, которую он чётко сформулировать не может.

Чем больше будет у малыша простора для самостоятельности, тем меньше станет происходить таких несоответствий. Все действия, которые ребёнок сможет произвести сам, он реализует по своему намеченному плану.

Простор для самостоятельности — это грамотно продуманная и организованная развивающая среда в доме: 

  • уголок с водой и посудой на кухне;
  • доступ к раковине, зубной щётке и полотенцу в ванной;
  • горшок, салфетки, мусорка, сменная одежда в туалете;
  • игровая и творческая зоны, соответствующие возрасту и потребностям ребёнка.

Когда у ребёнка будет возможность сделать что-то самостоятельно, он научится делать это сам, и будет делать, когда и как хочет. Ему не нужно будет просить вас и расстраиваться от того, что вы не выполнили в точности его просьбу.

Режим дня

Правильно выстроенный режим сна и бодрствования помогает ребёнку не переутомиться днём и хорошо отдохнуть ночью. Если ежедневно соблюдать режим дня, то малыш привыкнет к нему. Он не будет сопротивляться  и протестовать, когда вы пойдёте с прогулки домой на ужин.

Режим дня ребёнка старше года может быть таким:

7:30 Подъём

8:00 Завтрак

9:00 Прогулка

11:00 Спокойные игры/чтение

12:00 Дневной сон

14:30 Обед

15:00 Активные игры/прогулка

18:00 Ужин

18:30 Спокойные игры

19:30 Купание

20:00 Ночной сон

Большую роль играет ритуал на сон, который помогает настроить ребёнка и указывает, что пора ложиться спать. Понятная повторяющаяся последовательность действий перед сном каждый день заменит час укладывания со слезами и побегами из кровати. 

Резкая смена деятельности

Непонятные взрослому перемены в настроении ребёнка также могут происходить из-за резкой смены деятельности. Дети принимают это как принуждение, поэтому ноют. Взрослому переключиться между многими ситуациями легко, делает он это автоматически. А ребёнку перейти от «я в детском саду под руководством воспитателя» к «я с мамой в дороге» — отдельная работа, которую он может не успевать сделать. 

Эта проблема решается, если вы всегда заранее закладываете немного времени для переключения между видами деятельности. Например, утром не тащите ребёнка, который едва открыл глаза, сразу в ванную. Полежите с ним 5 минут и пообнимайтесь, поговорите о снах. Это поможет проснуться и спокойно подготовиться к водным процедурам. По тому же принципу нужно планировать побольше времени на самостоятельное одевание, подготовку к поездке в машине и уходу с прогулки. 

ребёнок щипает маму

Также необходимо заранее предупреждать ребёнка о смене деятельности. Например, если вам скоро нужно будет уйти с детской площадки, и вы хотите избежать очередной истерики «нет, я не хочу домой», то стоит предупредить ребёнка об этом несколько раз: за 20 минут, за 10, за 5, за минутку. И обязательно рассказать, что ждёт его дома: мы будем готовить вместе блинчики на ужин, мы придём и будем рисовать в твоём новом альбоме и т.д.

Ресурс мамы

Дети тонко чувствуют недовольство или расстройство родителей. Так как малыши живут в эмоциональном, интеллектуальном и ином слиянии с мамой, то наше расстройство ощущается как своё— отсюда и плачь. Необходимо беречь себя и восполнять свой ресурс, чтобы быть в хорошем настроении, гармонии с собой и транслировать это своим детям.

Таким образом, если ребёнок постоянно ноет, капризничает и требует вашего непрерывного внимания, то на это обязательно есть причины. Поэтому важно наблюдать за его потребностями развития и поддерживать развивающую среду в доме, уделять ребёнку достаточно своего свободного от дел времени, налаживать режим дня и вовремя давать отдых себе. 

Сделать первые шаги к гармоничным отношениям со своим малышом вы сможете на новом курсе-практикуме «Эмоциональный интеллект ребёнка» для родителей детей от 0 до 12 лет.

Вы узнаете, почему ребёнок ноет и капризничает; поймёте, как поддержать развитие его эмоционального интеллекта, чтобы в итоге

  • разобраться, почему ребёнок устраивает истерики, ноет, бьёт и кусает родителей;
  • понять, почему большинство методов, которые вы пробовали, не работают;
  • узнать, как поддержать развитие эмоционального интеллекта ребёнка в важные ранние годы.

Мини-курсы для родителей от 299 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Посмотреть курсы
Добавить в избранное Распечатать

Рекомендуемые статьи

10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка
10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка
Если ребёнок сильно перевозбуждён, он может выглядеть радостным, бегать, прыгать и хохотать без перерыва. Часто пос...
33 фразы Монтессори-педагогов для бережного общения с детьми
33 фразы Монтессори-педагогов для бережного общения с детьми
Метод Монтессори — это гораздо больше, чем материалы или игрушки, с которыми взаимодействуют дети. Это способность ...
«Не лезь!», «Не трогай!»: что будет, если запрещать малышам рисковать
«Не лезь!», «Не трогай!»: что будет, если запрещать малышам рисковать
Одна из самых страшных вещей в родительстве — позволить детям рисковать. Ведь мы хотим для них лучшего и ноль проце...
Зачем ребёнок всё тянет в рот и нужно ли запрещать
Зачем ребёнок всё тянет в рот и нужно ли запрещать
[toc] Почему ребёнок тянет всё в рот Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основн...
Как педагогу успокоить маленького ребёнка, если он плачет
Как педагогу успокоить маленького ребёнка, если он плачет
Ассистент Монтессори-педагога в тоддлер-группе спрашивает у нас, как можно успокоить маленького ребёнка: — Мальчик...
Лайфхаки для дома, которые помогут воспитать самостоятельного ребёнка
Лайфхаки для дома, которые помогут воспитать самостоятельного ребёнка
Стремление к самостоятельности для ребёнка естественно, обусловлено природой его развития. Невозможно развиться в п...
×
Поделиться