• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Что делать, если ребёнок не говорит в 2 года: как помочь ему начать говорить

Что делать, если ребёнок не говорит в 2 года: как помочь ему начать говорить

Сейчас стало значительно больше детей с нарушениями развития речи. Я сравниваю с 1990-ми, когда начала работать логопедом и, по моим наблюдениям, ситуация резко ухудшилась в начале 2000-х. Возможно, это связано с появлением в нашей жизни интернета или с другими факторами, которые пока неизвестны.

Детей, которые не заговорили в 2 года и даже в 3, так много, что некоторым молодым педиатрам такая ситуация кажется нормой. Врачи говорят о том, что ребёнок имеет право на индивидуальный темп развития и до 5 лет о речи можно не беспокоиться. Но есть одна проблема: в 6 лет заканчивается сензитивный период развития речи. Если начать развивать речь ребёнка только в 5, то можно не успеть воспользоваться этим «окном возможностей».

Когда начинается речевое развитие ребёнка и как оно происходит

Речевое развитие начинается не в год и не в 2, а ещё до рождения. После 21-й недели внутриутробной жизни слуховая система малыша уже реагирует на звуки. Лучше всего в этот период ребёнок слышит голос мамы. Это создаёт фундамент для восприятия родного языка и обучения ему.

Важно, что в это же время развивается и вестибулярная система. Это происходит благодаря движениям, которые совершает мама. Если беременная женщина постоянно лежит, не разговаривает со своим малышом, не поёт ему песенки — это становится фактором риска для его развития после рождения.

Первым тестом на зрелость нервной системы новорождённого является его способность сосать грудное молоко. Это один из предсказателей развития речи.

Для будущего речевого развития важны также навыки общения. С первых недель жизни малыш общается с мамой и другими членами семьи. Сначала в качестве средства общения он использует только крик, сообщая о том, что голоден или испытывает дискомфорт. На крик приходит мама и исправляет ситуацию — так формируется первый диалог между мамой и малышом.

Позже в это диалог добавляются улыбки и протяжные звуки, которые произносит ребёнок, затем лепет. Постепенно крик перестаёт быть главным средством общения.

мама и малыш общаются
Первый диалог мамы и малыша начинается с крика. Ребёнок кричит, чтобы сообщить, что голоден или испачкался, и мама приходит, чтобы накормить его или сменить подгузник

Взрослые обычно с удовольствием повторяют за ребёнком всё, что он произносит, и добавляют к этому ласковые слова, удлиняя диалог. Такая игра может продолжаться до 15 минут. Важным этапом обучения речи является игра в «ку-ку», которая нравится большинству младенцев — когда взрослый прячется за пелёнкой и появляется.

К возрасту 12 месяцев лепет начинает постепенно превращаться в слова. Ребёнок может произносить около 10 узнаваемых слов. Это могут быть облегчённые варианты типа «ба-ба» или «бах».  Ещё одно важное приобретение этого возраста — указательный жест. С его помощью малыш обращает внимание окружающих на какой-то интересный для него объект.

К 12 месяцам ребёнок уже владеет всеми доречевыми навыками ведения диалога. Он общается, используя улыбку, звуки, жесты, взгляд, а потом ещё и слова. С помощью этого арсенала малыш может:

  • начать диалог со взрослым;
  • сменить тему;
  • комментировать происходящие события;
  • закончить диалог.

После того как ребёнок начал уверенно ходить, происходит скачок в его речевом развитии. В возрасте примерно от 1,5 до 2 лет стремительно увеличивается словарный запас, а в 2 года малыш уже использует в общении простые фразы типа «мама дай».

девочка играет с мамой
Сначала ребёнок использует звуки, жесты и взгляды, чтобы общаться с родителями, а после начинает произносить простые фразы: «Мама,дай!»

В 3 года дети с нормальным развитием речи общаются длинными фразами, задают вопросы, которые начинаются со слов «зачем» и «почему». Запоминают и декламируют стихи.

В этом возрасте речь ребёнка пока ещё отличается от речи взрослого — и это нормально. Он может искажать некоторые звуки речи (фонемы). Есть фонемы, которые появляются в речи рано — это гласные звуки, а также звуки П, Б, М, В, П и др., которые называют звуками раннего онтогенеза.

Позже ребёнок осваивает произношение звуков, требующих более сложных движений языка — например, шипящих. Самыми последними в речи детей, говорящих на русском языке, обычно появляются звуки Л и Р. Однако есть дети, которые рычат уже в два года. Это не означает, что ребёнок осваивает родной язык с опережением.

К возрасту 6-7 лет ребёнок полностью осваивает речь.

Как определить задержку речевого развития

Желательно начать действовать ещё  до того, как специалисты диагностировали у ребёнка задержку речевого развития.

Нервная система малыша может посылать вам сигналы SOS:

  • Младенец слабо сосёт грудь, часто срыгивает.
  • Новорождённый не спит.
  • Слишком тихий ребёнок — никогда не кричит.
  • Не реагирует на громкие звуки.
  • Не реагирует на голос мамы.
  • 1,5–2 месяца — не улыбается, общаясь с мамой и папой.
  • 2–4 месяца — нет гуления (протяжных звуков).
  • 4–5 месяцев — нет лепета (повторяющихся слогов).
  • 12 месяцев — нет указательного жеста и/или не использует для общения слова.
  • 1–1,5 года — нет динамики в речевом развитии, количество слов не увеличивается.
  • 2 года — нет фразовой речи.

Когда стоит начать волноваться

Если ребёнок в 2 года ничего не говорит, то, скорее всего, вы уже услышали много историй о взрослых людях, которые в детстве тоже поздно заговорили, а потом всё у них в жизни было хорошо. Да, такое действительно бывает.

Но вот о чём важно задуматься. Вдруг ваш ребёнок не заговорит ни в три, ни в четыре? Это сейчас встречается очень часто.

Задержка в развитии любых навыков у ребёнка раннего возраста — это признак дисфункций в работе нервной системы. Иногда мозг справляется сам, но иногда и нуждается в помощи. Лучше перестраховаться и действовать.

Самая неудачная стратегия в случае задержки речевого развития — это подождать.

Нужно срочно обратиться к неврологу, если ребёнок в год:

  • не оборачивается, когда вы его зовёте по имени;
  • не смотрит в глаза;
  • не заинтересован в общении с близкими взрослыми;
  • нет указательного жеста.

Почему двухлетний ребёнок не говорит

Нарушения слуха. Первое, что нужно сделать — пойти к аудиологу и провести комплексное обследование слуха с помощью аппаратуры. Возможно, ребёнок плохо слышит.

Комплексное обследование слуха у аудиолога необходимо пройти каждому ребёнку. Это золотой стандарт во всём мире.

Проблемы с артикуляционным аппаратом или его частью. Менее вероятный вариант — что-то не так с языком, губами или другими частями артикуляционного аппарата. Очень редко, но бывает, что ребёнку мешает короткая подъязычная связка (уздечка).

Совершенно точно это не единственная причина, мешающая ребёнку заговорить. Например, если нарушены движения языка, то причина в дисфункциях мозга.

Неврологические причины. Чаще  всего дело в неврологии, но невролог в поликлинике не располагает ни знаниями, ни аппаратурой, чтобы выявить слабые звенья в работе нервной системы малыша — те точки роста, на которые необходимо воздействовать. Поэтому важно пойти к неврологу, который работает в специализированной клинике, занимающейся диагностикой и реабилитацией детей с нарушениями речевого развития.

Генетические причины. Бывают семьи, в которых нарушения речи встречаются из поколения в поколение. Но это совершенно не означает, что нужно сидеть сложа руки. В этом случае ребёнок тем более нуждается в интенсивной помощи для развития речи — в первую очередь неврологической.

Нарушения развития речи могут быть частью других генетических и приобретённых нарушений развития, таких как синдром Дауна, аутизм и другие. Развитие этих детей требует повышенного внимания. Здесь трудно что-то прогнозировать, но многие дети даже с тяжёлыми нарушениями развития осваивают речь.

Мы обсудили биологические причины задержки речевого развития. Однако ребёнок — не только биологическое, но и социальное существо. Он овладевает речью, общаясь с людьми. В первую очередь с мамой и другими членами семьи. Отсюда вытекает ещё одна возможная причина задержки речевого развития.

Недостаток живого общения и избыток гаджетов в жизни ребёнка. В начале статьи я предположила, что интернет может являться причиной увеличения количества неговорящих детей. Особенно мобильный интернет — планшеты и смартфоны создали условия для ухудшения развития детей.

Родители меньше общаются с детьми. Они сами погружены в гаджеты и считают, что занять ребёнка тем же — это нормально и удобно. Дети меньше двигаются из-за злоупотребления гаджетами, а развитие речи тесно связано с развитием моторики (и не только мелкой).

Ребёнок начинает говорить, когда соблюдены следующие условия:

  • Мозг достиг необходимой функциональной зрелости.
  • Ребёнок хочет что-то сообщить окружающим.
  • Окружающие реагируют на инициативу ребёнка и разговаривают с ним.

К возрасту 12 месяцев ребёнок должен столкнуться с ситуацией, когда ему не хватает средств общения, чтобы поделиться с родителями достаточно сложными смыслами. Вот тут и появляется речь.

Родители всегда влияют на развитие речи ребёнка: или поддерживают, или тормозят. Они должны постоянно подстраиваться под изменяющиеся речевые возможности малыша. Любые крайности здесь — это плохо.

Если родители никогда не реагируют на попытки ребёнка общаться, отмахиваются от него и часто дают ему в руки телефон — будет задержка развития речи. Но если они предвосхищают каждое желание малыша пообщаться, то тоже мешают его развитию.

мама и малыш у моря
Чтобы помочь ребёнку заговорить, избегайте крайностей. Дайте ему достаточно живого общения, но не нужно предвосхищать желания малыша в этом вопросе

Как помочь ребёнку заговорить

Общение с малышом нужно начать ещё тогда, когда он находится в утробе. Вы увидите, что это настоящий диалог, потому что ребёнок будет реагировать с помощью движений.

С первых дней жизни необходимо читать ребёнку вслух. Отлично подходят для этой цели ритмичные стихи из детских книжек.

папа читает ребёнку

Вводите прикорм в возрасте 4–6 месяцев. Мы едим и говорим с помощью одних и тех же органов. Разнообразная по текстуре и вкусу пища развивает чувствительность и управляемость языка и губ.

Пойте ребёнку с рождения. Маленькие дети очень музыкальны.

малыш и клавиши

До двух лет нельзя оставлять ребёнка один на один с гаджетами. Если он смотрит мультфильм — то пусть делает это только вместе с вами. Комментируйте реакции ребёнка и то, что происходит на экране.

Ограничивайте экранное время. Для дошкольника — максимум 30 минут в день.

Разговаривайте с ребёнком больше. Это не означает, что вам нужно непрерывно говорить. Учитывайте его реакцию, делайте паузы, чтобы он мог поучаствовать в диалоге. Даже если ребёнок пока не говорит, он может использовать жесты или звуки.

Развиваем речь дома: карточки для расширения словарного запаса

Используйте больше жестов, общаясь с ребёнком — дай, пока-пока, воздушный поцелуй, нет, дай пять. У детей, которые используют для общения жесты, лучше прогноз речевого развития.

Развивайте самостоятельность у ребёнка. Создавайте условия для того, чтобы он осваивал навыки самообслуживания. Это тоже важно для речевого развития.

девочка моет окно
Поощряйте самостоятельность ребёнка. Давайте ему посильные задачи, учите заботиться о себе и окружающей среде, и ему будет проще развиваться гармонично

Почему важно подумать о развитии речи ребёнка до 2-летнего возраста

В клинике «Прогноз» мы работаем с детьми с нарушениями развития. Они приезжают к нам из разных городов России и из других стран. Мы проводим диагностику и реабилитацию.

В 90 % случаев диагностика показывает, что нарушена работа тех частей нервной системы, которые формируются ещё во время внутриутробной жизни. Значит, риск нарушений развития можно было выявить уже в 3-4 месяца. Мы умеем это делать, но пациенты обращаются в клинику, когда ребёнку 3-4 года. Сколько времени упущено!

Природа позаботилась о том, чтобы дети росли здоровыми. Они появляются на свет с запасом нервных клеток в мозге и избытком неактивных связей между ними. Это стратегический запас на случай если мозг пострадает из-за инфекций или гипоксии (недостатка кислорода) во время внутриутробной жизни или родов. Такое случается часто.

Эти клетки и связи оказываются востребованными, когда ребёнок взаимодействует со средой, то есть общается и исследует мир. Если они не используются, то к возрасту двух лет мозг начинает от них избавляться. Поэтому важно как можно раньше начать использовать этот стратегический запас.

Коротко о главном

  1. Если ребёнок в 2 года ничего не говорит, это признак задержки речевого развития.
  2. Если двухлетний ребёнок не говорит, частыми причинами могут быть: нарушения слуха, артикуляционного аппарата, неврологические и генетические проблемы, недостаток живого общения, избыток экранного времени и гаджетов.
  3. Бывает, что ребёнок заговорил только в 3 или 4 и больше не сталкивался с речевыми нарушениями. Но это не повод игнорировать проблему сейчас и ждать, пока она уйдёт сама — ведь к 3-4 годам она может не только не решиться, но и усугубиться.
  4. Позаботиться о речевом развитии ребёнка нужно ещё до 2-летнего возраста. И лучший способ это сделать — создать условия, в которых он сможет достаточно общаться и свободно исследовать мир.
  5. Риск нарушений речевого развития можно выявить, когда малышу всего 3-4 месяца, с помощью диагностики в современных клиниках.

Автор: Виктория Ефимова, психофизиолог, логопед, доктор психологических наук, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» в Санкт-Петербурге

Фото Екатерины Швидченко, Ирины Антоновой и Юлии Воробьёвой

Редактор: Камила Кленовиц

Ещё статьи о развитии речи малышей:

До года

С 1 до 3 лет

Про билингвизм

Техники и приёмы по развитию речи

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться