Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Дети с аутизмом в Монтессори-классах
Аутизм — это нарушение в развитии, которое обычно диагностируется в первые три года жизни. Он является результатом неврологического расстройства, которое ухудшает работу головного мозга и влияет на развитие в области социального взаимодействия и коммуникативных навыков. Детям с аутизмом сложно общаться и контактировать с другими людьми, также они испытывают трудности с пониманием языка жестов и выражением эмоций.
В США диагноз «аутизм» растёт с угрожающей скоростью: примерно у 259 245 американских детей (в возрасте от 3 до 22 лет) диагностирован аутизм. Российская статистика о таких детях пока отсутствует, но, если исходить из средних данных по другим странам, то можно предполагать, что в России насчитывается около 200 тысяч аутичных детей (Прим. переводчика).
В то время как причины аутизма до сих пор неизвестны, исследования показывают, что при развитии аутизма имеют место быть как генетические факторы, так и факторы, основанные на возможных повреждениях головного мозга до, во время и после родов. В настоящее время ведётся много активных дискуссий относительно того, может ли болезнь проявиться позже, и могут ли аллергия или пищевая непереносимость сыграть роль в развитии аутизма. Монтессори-классы — это среда, которая может помочь детям с аутизмом и другими особыми потребностями достичь успеха в образовательном процессе.
Содержание
Как дети с аутизмом и особыми потребностями могут достичь успеха в Монтессори-классах
Дети с аутизмом физически не являются инвалидами, поэтому иногда может быть сложно понять, что они не здоровы, в связи с чем их часто считают непослушными или трудными. Но гораздо более тревожным является факт, что до сих пор не найдено лекарство от аутизма и нет стандартных способов его терапии. В своей статье «Спектр аутизма: аутизм, синдром Аспергера (AS) и семантическое прагматическое расстройство (SPD) — ответ практикующего методику Монтессори» Венди Фидлер утверждает, что дети с диагнозом аутизм в некоторой степени испытывают ухудшение в следующих трёх областях:
- общение — языковые нарушения всех коммуникативных средств: речи, интонаций, жестов, мимики, языка тела и др.
- социализация — сложности с социальными отношениями, плохая ориентация во времени при социальной активности, недостаток эмпатии, неприятие естественных тактильных контактов, неадекватность зрительных контактов.
- воображение — прямолинейность и отсутствие гибкости мыслительного процесса, сопротивление изменениям, одержимое и ритуалистическое поведение, недостаток творческого, художественного представления.
Также есть некоторые отличительные черты, которые проявляются у детей (и взрослых) с аутизмом:
- сопротивление изменениям;
- трудности с выражением потребностей, использование жестов вместо слов;
- гиперчувствительность к сенсорным раздражителям (таким как яркий свет, громкий звук, неожиданные прикосновения, вкус, запах);
- эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи);
- смех, слёзы, проявление утомления без видимых причин;
- склонность к одиночеству;
- устойчивое эксцентричное поведение;
- вращение окружающих предметов или вращение вокруг себя;
- гипер- или гипочувствительность к боли;
- отсутствие чувства страха/опасности;
- неравномерные двигательные навыки;
- заметная физическая гипер- или гипоактивность;
- отсутствие реакции на вербальные команды/сигналы.
Аутизм в Монтессори-среде
Исследование показало, что раннее вмешательство (от рождения до трёхлетнего возраста) оказывает существенное влияние и сокращает проявления симптомов расстройств из спектра аутизма. В этом возрасте «абсорбирующее», впитывающее сознание наиболее гибко, и дети открыты для изменений. Подготовленная среда и предсказуемость ежедневной активности в Монтессори-классах обеспечивают стабильность для детей с особыми образовательными потребностями. Материалы Монтессори предусматривают практическое обучение и постоянное стимулирование, которые способствуют мультисенсорной вовлеченности всех учеников.
Необходимы особое внимание и забота, чтобы создать дружественную среду для людей с сенсорной гиперчувствительностью. Например, следует учесть следующие моменты:
- смягчить яркий свет или убрать флюоресцентные осветительные приборы (флюоресцентные лампы мигают много раз в секунду — это может быть подавляющим для ребёнка с аутизмом);
- неожиданные громкие звуки могут оказаться пугающими;
- нужно проявлять осторожность при выборе изделий из ткани, металла, дерева и других материалов;
- для активностей, связанных с тактильным или стереогностическим восприятием может пригодиться большой выбор масок или шёлковых шарфов для завязывания глаз;
- колокольчики Монтессори также могут вызывать раздражение — давать подобные вещи детям с аутизмом нужно с большой осторожностью;
- необходимо внимательно реагировать на все «несчастные случаи», поскольку дети с аутизмом могут иметь высокий болевой порог;
- классные комнаты Монтессори должны быть максимально безопасны, чтобы дети не могли случайно забрести в небезопасную зону;
- дети с аутизмом не любят изменений, поэтому при организации экскурсий и других активностей, которые отличаются от обычных ежедневных занятий, необходимы меры предосторожности;
- все изменения желательно обсуждать с детьми заблаговременно, чтобы они не оказались для них сюрпризом.
Детям с аутизмом полезно наблюдать за поведением других людей. Уроки Монтессори по хорошим манерам дают детям возможность учиться и практиковать соответствующие социальные взаимодействия. Они получают навык ведения переговоров, учатся устанавливать зрительный контакт с собеседником, изучают мимику, выражения лица и язык жестов. При этом сначала они могут посмотреть, как другие дети используют материалы, прежде чем сами примут решение поучаствовать.
Поскольку курс обучения Монтессори является целостной педагогической системой, дети с аутизмом будут чувствовать себя в Монтессори среде надёжно и безопасно. Это идеальное место, чтобы расти и развиваться в собственном темпе.
Ещё одно мнение от Монтессори-педагога из США Лори Борн
Недавно ко мне обратились с несколькими вопросами о детях с особенностями в развитии (аутизм, синдром гиперактивности и дефицита внимания и т. д.) и о том, могут ли они заниматься в Монтессори-среде. Поскольку многие вопросы были схожими, я решила вкратце высказать некоторые соображения на эту тему в данной статье. Итак, как себя чувствуют дети с особенными потребностями в среде Монтессори?
В философии и методах Монтессори-педагогики есть аспекты, делающие её лучшим выбором для детей с особенностями развития, но есть и аспекты, которые могут создать дополнительные трудности в обучении. Пожалуйста, не забывайте, что я говорю о школах Монтессори в общем; каждая школа уникальна, есть разные варианты программ.
Доводы «за» при выборе системы Монтессори для детей с особенностями в развитии
- Материалы и Монтессори-среда: классы Монтессори наполнены прекрасными обучающими материалами, которые задействуют все органы чувств ребёнка. Материалы связаны с реальной жизнью, они терапевтические, привлекают внимание и обладают встроенным контролем ошибок (не требуется помощь учителя). Каждый материал решает только одну обучающую задачу. Монтессори-материалы дают детям с особенностями в развитии прекрасный шанс учиться и исследовать мир при помощи рук.
- Разновозрастные классы: по принципам Монтессори-педагогики дети находятся в разновозрастных классах, поэтому они могут учиться у более старших детей и помогать младшим. Если ребёнку требуется поучиться дополнительный год, он может сделать это и не чувствовать себя «отставшим», глядя как товарищи переходят в следующий класс.
- Принцип «следования за ребёнком»: детей Монтессори поощряют работать в своём темпе, без соревнований, тестовых результатов и отметок. Их также побуждают исходить из собственного интереса при чтении, письме и исследовательской работе. В такой свободной обстановке дети с особенностями в развитии «расцветают».
- Постоянство: в разновозрастных классах ребёнок находится с одним учителем в течение 3-летнего цикла, что даёт учителю возможность сформировать прочную связь с родителями и ребёнком. Также ребёнок не подвергается стрессу от того, что он каждый раз начинает заниматься в новом классе в начале учебного года.
- Философия Монтессори: в воспитании детей по Монтессори делается акцент на сотрудничество, взаимоуважение и мирное сосуществование, это снижает шансы того, что ребёнка с особенностями в развитии будут дразнить или отвергать. Наоборот, обычно другие дети пытаются принять детей с особыми нуждами, подружиться с ними и ободрить их.
Доводы «против» при выборе системы Монтессори для детей с особенностями в развитии
- Размер классной комнаты: размеры классных комнат в Монтессори зачастую большие, чтобы дети могли помогать друг другу чаще, чем полагаться на помощь учителя. Однако это означает, что дети с особенностями в развитии, нуждающиеся в усиленной опеке взрослого, могут не получить так много внимания, как нужно.
- Самостоятельная работа: в Монтессори детей поощряют работать самостоятельно после того, как учитель показывает краткую презентацию обращения с материалом. Опять же ребёнок, нуждающийся в большей помощи, может не суметь получить её во взаимодействии учитель/ребёнок. Детям с особенностями в развитии может быть трудно сосредоточиться и работать самостоятельно.
- Недостаток информации: большинство программ подготовки Монтессори-педагогов не включает информацию по работе с детьми с особенностями в развитии. Если учитель не обладает предыдущим опытом работы с такими детьми или не изучает данный предмет дополнительно, он может не знать, как работать с детьми с особыми нуждами и как интегрировать их в Монтессори-классе.
- Нехватка специальных услуг: поскольку большинство школ Монтессори частные, они не могут предложить дополнительные услуги детям с особенностями в развитии и их семьям. Общеобразовательные школы должны предлагать услуги любому ребёнку в районе, где они расположены, вне зависимости от того, посещает ребёнок школу или нет, но, если ребёнок посещает частную школу, может быть сложнее скоординировать и получить эти услуги.
- Поздний старт: зачастую многие родители детей с особенностями в развитии обращаются к системе Монтессори, когда другие подходы потерпели фиаско. Это означает, что дети с особенностями в развитии начинают заниматься по системе Монтессори в более старшем возрасте, и они пропускают ту фундаментальную работу, которая необходима для успешного обучения в Монтессори-классе. Вне зависимости от способностей любому ребёнку сложно начинать заниматься по системе Монтессори после 3 лет, и с каждым годом это становится всё сложнее.
- Не все школы Монтессори одинаковые: в некоторых случаях школа может называться «Монтессори» не будучи оборудованной правильными материалами, не имея обученных педагогов и не следуя сопутствующей философии. Это может разочаровать некоторых родителей в системе Монтессори и оказаться неприятным опытом для детей. Родителям всегда следует тщательно изучить школу Монтессори прежде, чем записывать туда ребёнка.
Что должен делать родитель? Подходит ли система Монтессори для детей с особенностями в развитии? Думаю, да. Однако от родителя и педагога потребуется много труда для достижения успеха на этом поприще.
Вот несколько советов, которые помогут достичь успеха:
Ключ — общение: родитель и педагог должны построить открытое взаимодействие с чёткими указаниями. Возможно, они захотят встречаться чаще, чем проводятся обычные собрания родителей и педагогов (2 раза в год). Может быть, родитель захочет понаблюдать (во многих классах Монтессори имеются зеркала Гезелла), что делает их ребёнок, и поговорить с учителем, как помочь ребёнку.
Заниматься по системе Монтессори дома: родители должны приобрести материалы Монтессори и изучить связанные с ними упражнения, чтобы дети могли заниматься с ними дома. Необходимо модифицировать дом, чтобы сделать его более соответствующим системе Монтессори, включая доступные для ребёнка полки для книг, пазлов и материалов; проводить на свежем воздухе много времени; редко смотреть ТВ или полностью его исключить и показывать ребёнку логические последствия плохого поведения. Как и в классе Монтессори, ребёнку надо давать только те задания, которые он может выполнить сам, и родитель не должен делать за ребёнка ничего, что тот может выполнить самостоятельно.
Статья о том, как родители влияют на самостоятельность ребёнка
Помощь извне: родители должны получать квалифицированную помощь для детей с особенностями в развитии в дополнение к занятиям в школе Монтессори. Это включает физиотерапию, работу с логопедом, поведенческое, индивидуальное и семейное консультирование и медицинский уход. Учителя должны знать о любой помощи извне, которую получает ребёнок, и, если возможно, общаться с лечащим врачом ребёнка.
Домашнее обучение по системе Монтессори: использование метода Монтессори в домашнем обучении может дать ребёнку 2 больших плюса: много внимания взрослого «с глазу на глаз» и практика с Монтессори-материалами.
Общеобразовательная школа Монтессори: в этом случае в дополнение к преимуществам метода Монтессори ребёнок получает общеобразовательные школьные программы и специальную терапию, которая проводится «на дому» или в течение учебного дня.
Наиболее успешны те программы, которые специально адаптированы для детей с особенностями в развитии, когда классы маленькие, а педагоги аккредитованы для обучения таких детей. Хороший пример – Монтессори-школа «Лейн для аутистов» Мишель Лейн.
Другой хороший источник — книга «Дети, которые ещё не миролюбивы» Д. Б. Гёрц. Я воспользовалась этой книгой при написании статьи для блога «Работа по успокоению тревожных детей», которая подчёркивает, что материалы Монтессори могут быть использованы в терапии поведенческих и эмоциональных нарушений у детей.
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов