Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Лайфхаки для дома, которые помогут воспитать самостоятельного ребёнка
Стремление к самостоятельности для ребёнка естественно, обусловлено природой его развития. Невозможно развиться в полноценную личность, если не отделиться от мамы. В статье расскажем, как правильно воспитать самостоятельность в ребёнке, приведём примеры организации домашнего пространства, которое будет к ней мотивировать.
Самостоятельный малыш многое делает сам
Разберём на конкретных примерах, как поощрять и воспитывать стремление к самостоятельности. Это поможет сориентироваться, достаточно ли самостоятельный ваш ребёнок и что можно предложить на каждом этапе его взросления.
Ест ложкой и пьёт из стакана
Уже с 6 месяцев малыш начинает попытки поучаствовать в своей жизни. Как только он научится сидеть, дайте ему ложку. Неважно, чем и как кормите, ваша ложка — в вашей руке, его ложка — в его руке или рядом.
Его интерес к использованию приборов возникнет сам, когда он изо дня в день будет наблюдать за тем, как едят мама и папа. Долго ложка может просто лежать рядом с тарелкой, но однажды малыш возьмёт её и зачерпнёт пюре. Если он будет сначала есть только руками, это тоже вариант нормы — главное, чтобы ложка всегда была в доступе. При воспитании важно сохранять спокойствие и понимать, что чем раньше даём возможность, тем быстрее дети учатся быть аккуратными.
Ребёнок может есть как за своим столиком, так и за общим. Большинство семей совмещают оба варианта: за общим столом малыш обедает, а завтракает и перекусывает — за маленьким.
Оба варианта хороши. Во время общих трапез у малыша есть возможность наблюдать за родителями и перенимать их манеры, участвовать в семейном общении.
При приёме пищи за своим столиком малыш может сам сесть и встать, когда поест. Ему не нужно ждать, пока вы поднимите его на стульчик и закрепите там. А вам не нужно ждать, когда он закончит, чтобы достать его из стульчика. Уходит необходимость бороться, чтобы посадить малыша в кресло за общим столом и зафиксировать его.
Кроме того, малыш быстрее научится накрывать свой маленький стол и убирать посуду после еды.
Детям постарше можно предложить удобный стульчик для сидения за общим столом. Но вы должны быть уверены, что малыш сможет сам забраться на стул и не упасть с него.
Чтобы научить пить самостоятельно, предложите ему небольшой стаканчик с водой.
Ближе к году можно дать стаканчик и кувшин для питья. Наливайте в него воды на один раз — и ставьте набор в одно и то же место. Рядом можно положить тряпочку, чтобы ребёнок вытирал пролитую воду.
Хороший вариант для детей 1,5–2 лет — пластиковый диспенсер с водой. Он не разобьётся и не поранит малыша, не соскользнёт, если наполнен доверху водой. Перед покупкой убедитесь, что ваш сын или дочь сможет открыть краник.
Продумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет отвлечься и не вмешиваться. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и стремление к самостоятельной еде и питью.
В этом возрасте аккуратность остаётся на втором плане. Она появится постепенно, когда ваш малыш будет смотреть, как вы едите, и перенимать вашу модель поведения. Когда придёт время оттачивать более тонкие движения и накопится необходимый опыт.
Поощряйте любые попытки есть самому: за что-то взяться, куда-то потянуться и сделать выбор. Выбор — это важно, его нужно предоставлять как можно раньше, чтобы потренироваться в накоплении положительного опыта. Начинайте с двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?», и показывайте две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера.
Но это не значит, что за столом не должно быть правил. Они важны и нужны:
- Не ходим, когда едим: «Мы едим сидя за столом».
- Не бросаем посуду на пол: «Чашка останется на столе».
- Не играем с едой: «Если ты наелся, я уберу со стола».
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в воспитании самостоятельности вашего ребёнка
Участвует в готовке
Детей чуть старше года можно привлекать к приготовлению еды: что-то перемешать, подать, добавить, переложить, насыпать, долить, намазать масло на бутерброд. Если вы чистите картошку, то ребёнок берёт эту картошку у вас из рук и складывает в таз с водой. Или моет фрукты и овощи; если ещё нет доступа к крану — в миске.
Если вы готовите тесто и что-то досыпаете, предложите малышу перемешать. Изначально для перемешивания берите жидкую субстанцию, а как только ребёнок закрепил навык — уплотняйте консистенцию. Ближе к 2,5 годам малыш научится добавлять и смешивать несколько ингредиентов для теста в нужной последовательности.
Предлагайте годовалому малышу раскладывать ингредиенты на пицце. У него вряд ли получится сделать красиво, но самостоятельный ребёнок гораздо важнее симметрично разложенных маслин. Это то самое время уважительного отношения к выбору, его способности творить.
Если вы не готовы мириться с тем, что еда будет выглядеть не эстетично, разделите на двоих — вы украшаете свою пиццу, а малыш свою. Сейчас его интерес — это не готовая пицца и не красиво оформленное блюдо, это даже не про покушать. Ему важно собственное участие, ощущение своего могущества, что ему уже столько всего доверяют.
В галерее можно посмотреть идеи первых занятий на кухне для самостоятельных детей.
К 1,5 годам ребёнок уже готов к нарезанию продуктов. Для этого есть приспособления, которые вызывают у мамы меньше тревоги — волнистые, пластиковые и закруглённые ножи. Но на начальном этапе важно полное сопровождение, потому что любой нож — это повышенный уровень опасности.
Несколько советов, как познакомить малыша с волнистым ножом:
- Начинайте с мягких продуктов: сваренных вкрутую яиц, варёных овощей или мяса, фруктов, мягкого сыра.
- Сначала давайте небольшие плоские кусочки для нарезания — половину банана или яйца.
- Не предлагайте резать круглые катающиеся продукты.
- Учите держать нож двумя руками.
Как только вы будете уверены, что навык нарезания сформирован, можете постепенно отпускать ситуацию. Отойдите на шаг назад, встаньте за спиной и наблюдайте, чуть-чуть нависая. Через пару месяцев практики можно уже не наблюдать и постепенно отходить.
Предлагать готовить можно за маленьким столом, а можно за общим, стоя на ступеньке или в башне помощника.
Ещё одна замечательная форма взаимодействия с предметами — мытьё посуды. Но оно идёт уже после того, как освоено мытьё рук.
Умывается и чистит зубы
Мытьё рук начинаем сразу, как только малыш начал уверенно ходить. В первую очередь обеспечьте ему доступ к воде: это может быть автономный источник воды, чаша с кувшином, раковина для родителей или детская раковина. В последнем варианте пригодится специальная лесенка, скамеечка или башня помощника, чтобы дотянуться до крана.
На видео можно посмотреть три способа организации зоны для мытья рук.
Как научить ребёнка самому мыть руки. Сначала освойте поворотные движения с краном, чтобы малыш мог сам включать и выключать воду. Вы сразу заметите его интерес, как только он освоит это движение. Будьте готовы к тому, что маленький исследователь бесконечно долго открывает и закрывает кран, пока не освоит этот навык. Позвольте ему делать столько, сколько потребуется.
Когда ребёнок научится управляться с краном и вдоволь набултыхается в воде, пора познакомить его с мылом. Ничего не объясняйте, в этом возрасте дети ещё не реагируют на теоретические знания в виде лекции. Лучше работает воспитание на собственном примере. Покажите, как намыливаете руки, смываете мыло и вытираете полотенцем.
Полотенце должно быть в свободном доступе — висеть на крючке, который находится на высоте роста малыша. Так появится возможность вытирать руки не тогда, когда вы сняли полотенце с высокого крючка и подали. А тогда, когда у самого возникло это желание.
Собственное полотенце становится вещью, за которую малыш несёт ответственность. Если он испачкал полотенце, попросите кинуть в корзину для грязного белья или загрузить в стиральную машину. При разборе постиранного белья — повесить на сушилку, а когда высохнет — вернуть на крючок.
Дети любят возиться в воде. Это значит, что её будет вокруг много, особенно на первом этапе. Поэтому нужно продумать, как, что и куда переставить, подстелить, положить, чтобы пролитая вода не превратилась в ремонт или в потоп у соседей.
После 1,5 лет можно знакомить ребёнка с чисткой зубов.
Причёсыванием.
Сморканием.
Самостоятельно одевается
Ребёнок начинает активно участвовать в своём одевании в 1,2–1,5 года, когда уже способен дотянуться до одежды, тянуть руками вверх или вниз.
Но самостоятельность ребёнку мы даём ещё раньше, предлагая выбирать из двух вариантов одежды.
Чтобы облегчить процесс одевания, важно выбрать правильную одежду и обустроить удобное пространство: нужно личное место для вещей — отдельный шкаф или полки.
Обучение одеванию начинается с вовлечения ребёнка. Ему будет полезно, если родители скажут: «Сейчас ты надеваешь штаны, а я тебе в этом помогаю», или зададут вопрос: «Рукав готов, где же маленькая ручка?» Постепенно вы показываете то одно, то другое.
Лайфхаки, которые помогут научиться одеваться:
- Эмоциональное «ку-ку» в 95% случаев облегчает снимание и одевание.
- В моменте присоединяйтесь к чувствам и разделяйте их с малышом: он вопит и сердится, что застрял в майке, и вы тоже подключаетесь к его досаде: «Да что ж такое! Никак голова не вылезает! Ох уж этот ворот, вечно трудно его снять!..».
- Постарайтесь минимизировать догонялки, они могут восприниматься как развлечение.
- Обозначайте состояние и поступки ребёнка: «Вижу, что тебе не хочется одеваться».
- Констатируйте необходимость: «Нам нужно выйти на улицу, для этого надо одеться».
- Плачущему сочувствуем, но настаиваем на том, что должно быть сделано. Предлагаем помощь или возможность выполнять действие самому: «Надо надеть кофту, либо ты её надеваешь, либо я».
- Даём выбор: «Что наденешь сначала — шапку или штаны?».
Обратите внимание на необычный способ надевания куртки. Многих родителей он удивляет, но так ребёнок без поддержки уже с полутора лет сможет сам надевать верхнюю одежду. Куртка раскладывается капюшоном или воротником к себе, чтобы было проще. Малыш просовывает обе руки и резко поднимает их вверх, куртка перекидывается через голову. Дети осваивают этот вариант с нескольких попыток, а уже потом с удовольствием надевают сами.
В 1,5 года малыш может выбрать из двух-трёх вещей, надевать и снимать носки, штаны, куртку, обувь на липучках.
Вешать уличную одежду на низкий крючок.
А двухлетний ребёнок уже полностью самостоятельно одевается с небольшой помощью взрослого.
Участвует в уборке и стирке
Уборка — глобальная сфера участия ребёнка в жизни семьи. К ней мы относим протирание пола и пыли с полок, сметание со стола и подметание пола. В уборке важней не столько навык, сколько правильно подготовленное пространство. Изначально малыш участвует в уборке совместно со взрослым, а позже мы помещаем в свободный доступ его собственные ведро, тряпку, совок и щётку.
Ещё до года можно учить выкидывать грязный подгузник в мусорное ведро, а грязную одежду складывать в специальную корзину.
После года показываем, как подметать мусор. Не стоит бросать на пол кучу помпонов, чтобы ребёнок научился подметать — малышам не нужен фальшивый опыт. Дайте им возможность внести свой вклад, когда есть настоящий беспорядок или когда они этого хотят. Например, подмести крупу, которую он рассыпал, когда готовил кашу.
С момента уверенной ходьбы можно предложить пылесос. Но будьте готовы, что первые дни он может пылесосить бесконечно долго и просить дать пылесос по нескольку раз в день.
Сначала учится вытирать тряпочкой пролитую воду.
А потом смахивать пыль с полок.
Познакомьте ребёнка со стиркой: он может самостоятельно загрузить в машинку грязное бельё, вынуть постиранное и развешать на низкой сушилке.
Ближе к двум годам можно предложить ребёнку самому помыть стёкла.
Примерно к 2,5 годам малыш готов попробовать мыть пол. Покажите, как собирать все необходимые инструменты, наполнять ведро, окунать швабру, отжимать (этот навык осваивается позже всего) и мыть. Начинайте с кафельного пола или линолеума, где количество разлитой воды не имеет большого значения. А с улучшением навыка, когда вы увидите, что воды на полу немного, можно приступать к деревянному полу.
Мы перечислили только небольшую часть занятий для самостоятельных детей, в каждой семье найдётся много других вариантов.
Вот ещё несколько идей:
- самостоятельные дети могут ухаживать за растениями;
- сажать семена и выращивать рассаду;
- делать аранжировки из цветов;
- насыпать корм и наливать воду домашним питомцам;
- самостоятельно засыпать;
- включать и выключать свет, задёргивать шторы;
- полировать деревянные фигурки или серебряные ложки;
- чистить обувь;
- самостоятельно играть и убирать игрушки на место;
- помогать сметать и собирать листья на даче или у дома;
- красить стену или забор, подбеливать стволы деревьев;
- помогать полоть грядки или выдёргивать сорняки на участке;
- подкармливать птиц, уточек или белок;
- собирать урожай в саду или приносить с огорода нужную зелень или овощи.
Самостоятельность зависит от возраста
Во период внутриутробного развития новая жизнь полностью находится в руках мамы. Рождение младенца — его первый существенный шаг к становлению отдельной личности.
Первый год жизни называют «внешней беременностью» — у мамы с младенцем общее эмоциональное состояние, несмотря на то, что физически они уже отделились. С прекращением грудного вскармливания расстояние между мамой и малышом увеличивается ещё больше, возрастает уровень осознания себя как отдельной личности.
Самостоятельность ярко проявляется к 1,5–2 годам — мы буквально на каждом шагу слышим: «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Хотя малыш ещё плохо справляется, моторика совершенно не сформирована.
Большая ошибка — делать всё за него. В ответ мы получим постоянное нытьё, капризы и истерики — выражение протеста на слишком большое участие родителей в жизни.
Дети должны иметь возможность действовать в своём пространстве — только благодаря собственным движениям и взаимодействию с вещами происходит развитие. Чем больше возможностей мы предоставляем для реализации их естественных желаний, тем лучше. Это не значит, что мы отпускаем их на свободу: «Удачи, дружок!» — нет, мы даём возможности, когда они этого хотят. И поддерживаем, когда они в этом нуждаются.
Важно идти за интересами детей, но не навязывать им повседневные дела, пытаясь воспитать. Поддерживать инициативу, но не вменять в обязанности. Тогда быт станет настолько же увлекательным, как игра.
Путь самостоятельного ребёнка начинается с полугода до года, когда мы в минимальных порциях передаём малышу этот огромный груз ответственности, который лежит на родителе. Если предоставлять возможности сразу, как только проявилось желание и готовность, то развитию ничто не помешает.
Когда ребёнок отталкивает нашу руку и говорит «Я сам!» — это будущее «Я могу!», «Я умею!», «Я чего-то стою!», «Я значим!», «Я важен!». Это то, что в подростковом возрасте станет самоуверенностью, умением принимать решения и ответственностью за последствия.
Ранний опыт уверенности в себе формирует характер и поведение. Например, малыши любят работать над практическими задачами и участвовать во всём, что вы делаете каждый день дома. Опыт требует ошибок и эти дела не будут сделаны так, как их делают родители. Зато бонусом мы получаем отсутствие истерик, свободное время у мамы и будущие академические успехи в школе и в жизни.
Главный результат воспитания самостоятельного ребёнка — «Я как мама и папа, я значим, я могу сам!»
От родителей нужна свобода и поддержка
Основная задача родителей — предоставить настолько много свободы, чтобы малыш перестал в них нуждаться. Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?
Запаситесь терпением. Когда у вас появится чёткое осознание, насколько важна самостоятельность ребёнка — вам не придётся перебарывать себя. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи, перестанете злоупотреблять словом «нельзя» — появится больше «попробуешь сам?». Пускай до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно. Но раньше он вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку.
Выражайте радость. Малыш чувствует ваш эмоциональный фон, демонстрируйте радость от любой деятельности, какой бы она ни была. Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас тут есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Так вы показываете, что это не обязательства, которые он ещё не в состоянии взять на себя. А что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.
Когда вы позитивно общаетесь в любой ситуации, то очень поддерживаете малыша. Чтобы он не боялся, что его будут ругать за неудачный опыт. Что он может разбить стакан, а вы проявите заботу: «Ничего страшного». И тогда в следующий раз он будет мотивирован на развитие воли, усилит контроль и донесёт стакан в целости.
Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, это совершенно не значит, что с этого момента вы ему больше никогда не поможете. У него, как и у родителей, есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, хотя симптомы ещё не видны. Поэтому с радостью и готовностью идём на помощь, не блокируем свои действия. Так в воспитании мы демонстрируем поддержку и показываем, что не оставляем малыша одного бороться с трудностями жизни. Что всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.
Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык, и они всегда найдут возможность показать свой интерес. Здесь следует иметь храбрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки, а дать ребёнку возможность провести работу по построению себя.
Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Книги не будут идеально стоять на полке, пирог не будет идеально украшен, а пол подметён. Должно быть не это, а радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к воспитанию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.
Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей предварительно продумана мамой или папой. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста и соразмерность, чтобы тряпка, губка или мыло помещались в ладони. Всё продумывается, показывается, но не объясняется. И показывается столько раз, сколько нужно.
Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. Минимум вмешательства и запретов, кроме случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов. Во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как он осваивает мир и пространство вокруг.
Станьте компетентным взрослым. В любом деле мы в первую очередь воспитываем себя, нужные знания даются матери только с опытом. Изучите подводные камни организации повседневных дел. Узнайте, как заинтересовать ребёнка и что делать, если что-то не получается. Так формируются взрослые навыки гармоничного человека: умение решать проблемы, быть ответственным и управлять своей жизнью.
Статья подготовлена по материалам семинара «Самостоятельный ребёнок» Тамары Киселёвой — Монтессори-педагога и эксперта курса «Одеваюсь сам!»
Фото Анны Ефремовой, Виктории Карпановой, Марии Лучаниновой и из блогов Монтессори-родителей:
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов